Техника - молодёжи 1984-07, страница 57jaw ТЕХ1ЩИ-KJHHjtH цм БЫТЬ ? Трудно, почти невозможно представить себе нашу жизнь без музеев — художественных, краеведческих, исторических, этнографических, мемориальных... Гораздо реже встречаются собрания экспонатов, рассказывающие об истории техники и науки. Один из немногих, хотя и блистательных примеров — Политехнический музей в Москве. Правда, его возможности ограниченны, они не позволяют показать в ретроспективе все направления развития технической и научной мысли. Стремительно изменяется техника, появляются новые машины и механизмы, а старые... идут м переплавку, в переделку, на свалку. Увы, многое безвозвратно утеряно, хотя энтузиасты-общественники ищут технические реликвии, восстанавливают их и хранят. Хранят в надежде на то, что когда-нибудь появится в стране Всесоюзный музей науки и техники, о необходимости создания которого мы неоднократно писали в статьях под рубрикой «Реликвии науки и техники — достояние народа». Так, в частных коллекциях, в общественных и ведомственных музеях постепенно накапливаются образцы военной, транспортной, бытовой, сельскохозяйственной техники. Проблема состоит в том, чтобы с толком использовать собранные шедевры, составить из них научно обоснованные экспозиции для пораза их тысячам и тысячам люден и прежде всего молодежи. Об этом и пойдет речь в статье нашего корреспондента. Молодых рабочих авиационного конструкторского бюро, которым руководит А. С. Яковлев, принимают в комсомол в торжественно оформленном зале музея, где выставлены самолеты, отражающие историю КБ более чем за нолвека. Молодежь вместе с комсомольским билетом словно принимает от старших эстафету труда и поиска. Здесь стоит «патриарх» отечественной легкой авиации — самолет АИР-1, на котором в конце двадцатых годов установлены советскими летчиками первые мировые рекорды. Настоящей машине сохраниться до наших дней не довелось. Не осталось и ее чертежей. Воссоздавалась конструкция лишь по фотографиям и статьям в журналах тех лет. Однако экспона* как две капли воды похож на ту, первую, авиетку. А вот отреставрированный заводскими мастерами самолет УТ-1. Из судеб выставленных здесь различных поколений Яков складывается история одного из ведущих конструкторских бюро страны, история развития советской авиационной промышленности. Об этом рассказывает общественный экскурсовод музея, начальник отдела технической информации Юрий Владимирович Засыпкин: — В 1934 году группа конструкторов из 14 человек, руководимая Александром Сергеевичем Яковле-вымл обосновалась на территории кроватной мастерской. Все оборудование составлял один токарный станок. Годовой продукцией новорожденной «фирмы» были десять тысяч кроватей и один самолет. Кровати делали из металла, самолеты — из дерева. Сейчас мода переменилась: кровати предпочитают деревянные, самолеты — металлические. В том же году в кроватной мастерской был собран первый самолет АИР-9 — родоначальник знаменитых УТ-2. А уже в 1939 году кустарная мастерская превратилась в образцовое авиационное конструкторское бюро. Молодым рабочим рассказывают в музее, как начинал трудовую жизнь Генеральный конструктор. Был мотористом ,на аэродроме, свой первый планер строил в школьном кружке, которым руководил иа общественных началах. Потом поступил в академию имени Жуковского... Где же еще, как не на выставке авиационной техники, можно рассказать о самоотверженном труде создателей летающих машин! Десять лет служит этому благородному делу музей КБ А. С. Яковлева. Но доступ к его прекрасной экспозиции открыт лишь ученикам подшефных школ да сотрудникам предприятия и ТАТЬЯНА МЕРЕНКОВА, наш спец. корр. родственных организаций. Такова же судьба экспонатов из музея Военно-Воздушных Сил в Монине под Москвой. По мнению «яковлевцев», настало время подумать о создании общими усилиями музея истории авиации, отведя для него, например, Центральный аэродром в Москве. Организаторы ведомственных музеев готовы передать ему часть своих коллекций, скрытых за заводскими- проходными. Бывая в Москве, специалисты по кузнечно-прессовому оборудованию и кузнечной технологии обязательно посещают подмосковный поселок Николо-Архангельский. Здесь находится Музей кузнечной науки и техники, созданный пять лет назад энтузиастами-общественниками при Всесоюзном научно-техническом обществе машиностроения. Многие ли знают, что кузнечное дело и сейчас является основой большинства отраслей промышленности? Показать красоту и значимость этого древнего ремесла, привлечь к нему внимание молодежи и решили создатели музея. Что совершеннее — кованый ухват, сработанный деревенским кузнецом в прошлом веке, или сияющий идеальной поверхностью, тоже кованый, коленчатый вал современного автомобиля? Общественный директор музея, кандидат технических наук Александр Навроцкий без труда доказывает экскурсантам, что учиться подлинному мастерству нужио у того кузнеца, который, сделав ухват для чугунков похожим на лиру, думал не только о пользе, но и о красоте вещей. Восхитительна вязь кованых решеток, украшавших городские набережные, парки, дома; разнообразны узоры русских самоваров, в которых большинство деталей выковано; великолепна насечка на оружии; завораживает сложность плетения древнерусской кольчуги. А когда мы говорим, что в годы Великой Отечественной войны на заводах тыла ко* валось оружие победы, это не только образное, но и технологически верное выражение. Судьба борьбы с фашистами зависела, в -частности, от развития в стране кузнечной техники. Символично, что ;музей этот расположен в доме, где жил основатель советской кузнечной научной школы, профессор МВТУ имени Н. Э. Бау-. мана Анатолий Иванович Зимин. И хотя площадь дачи, завещанной РЕЛИНВИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ — ДОСТОЯНИЕ НАРОДА 55
|