Техника - молодёжи 1985-01, страница 26

Техника - молодёжи 1985-01, страница 26

ПОИСКИ УТРАЧЕННОГО ВРЕМЕНИ

Обратим внимание на одну закономерность» Наши представления о возрасте Земли и жизни меняются со временем. Двести лет назад величайшие натуралисты — М. В. Ломоносов, Ж. Бюффон — с необычайной по тем временам дерзновенностью предполагали, что он может достигать миллионов лет. Теперь не кажется странной цифра в тысячу раз больше. Допустимо ли считать это пределом? Увы, каждое поколение по справедливости считает, что достигло высочайших вершин познания, забывая, что на смену ему приходят другие поколения, которые будут предполагать то же самое.

Наука основывается на фактах и логике. И на каждом этапе своего развития она стремится соединить имеющиеся знания в единое гармоничное целое. В этом смысле картина мироздания, создаваемая наукой, всегда завершена. Время от времени накопившиеся противоречия разрушают сложившуюся схему, заставляют пересмотреть ее заново и создать нечто иное, доселе считавшееся ложным или не предполагавшееся вовсе (хотя корни новых идей обычно уходят в далекое прошлое). Такова диалектика развития научных взглядов.

В современной науке явно возобладали представления о возникновении Вселенной в результате величайшего первовзрыва. Можно сказать, что в данном случае перед нами торжество идей «катастро-физма» в космогонии. Однако значение подобной «частности» выходит далеко за пределы этой замечательной науки, поскольку к ее выводам обязаны прислушиваться и представители других областей знания. С точки зрения геологии это означает, что ранние этапы формирования земной коры и биосферы были сравнительно короткими. Скажем, на эволюцию земной коры и живых организмов приходится, по современным взглядам, около 4 млрд. лет. Вначале эволюция организмов шла медленно, а за последний миллиард лет, как свидетельствует палеонтология, стала заметной; причем принципиальных изменений в молекулярной структуре организмов как будто не происходило. Стало быть, и живые существа, следы которых обнаруживаются в архейских породах, имели столь же замечательно сложную и гармоничную молекулярную организованность, что и современные формы жизни (в числе их и мы с вами).

Созданий живой клетки — чуда биологического совершенства — ничуть не ме нее простой процесс, чем создание из одноклеточных много

клеточного, а из него, в свою очередь, человека разумного. Но когда же в таком случае могла возникнуть первая живая клетка? Ведь для обычной, медленной биохимической эволюции остается слишком мало времени (хотя исчисляется оно в миллионо- и миллиардолети-ях). Не могла же земная жизнь возникнуть раньше, чем сама Земля!

Наиболее логично предположить два возможных выхода из этой ситуации. Первый: «акт творения жизни» происходил не длительным эволюционным путем, а сравнительно быстро, революционно; уж если вся известная нам Метагалактика появилась из сгустка первоматерии в считанные секунды, то почему бы и жизни не зародиться подобно вспышке?

В принципе о подобных вспышках мы знаем: в благоприятной среде примитивные (показательно!) формы жизни размножаются лави-ноподобно, оо скоростью звука. Правда, для этого «нужны» уже сформированные живые существа, а также достаточная питательная среда для них. И еще. Когда мы говорим о синтезе органических сложных молекул в космической среде, это не следует считать убедительным доказательством воз-.молсности абиогенного синтеза живого организма. Ведь сконструировать молекулярные детали клетки еще не означает наделить эти детали жизнью. Тем-то и отличается организм от механизма!

Итак, имеется вариант чудесного (но не сверхъестественного) самосоздания жизни за сравнительно небольшой срок на догеологической стадии развития Земли (или какого-то иного космического тела). Второй вариант — эволюционный, базирующийся на тех закономерностях развития живого, которые выяснены для геологической истории. Но в этом случае пришлось бы на догеологическую стадию формирования земной коры и биосферы предоставить многие миллиардоле-тия, большие, чем «имеются» сегодня у космологов, последователей «большого взрыва». Для такого эволюционного варианта появления жизни подошел бы и сходный эволюционный сценарий формирования нашей Вселенной. То есть не взрыв сверхплотного сгущения вещества — состояния с максимальной концентрацией энергии, а, напротив, невообразимо медленное сотворение порядка из хаоса, сгустков энергии из состояния рассеяния.

Но тут нужно преодолеть одно препятствие. 4 Как мы знаем, возраст Земли, а точнее, земной коры, литосферы, оценивается современными учеными в 4,5—5 млрд. лет, что -найдены горные породы, возраст которых не .^евышает 4 мил-

лиардолетий. Однако требуется небольшое уточнение: эти цифры показывают минимально возможный возраст исследованных образцов. Существующие методы геохронологии позволяют узнать время существования данного образца с момента его образования (для магматических, вулканических горных пород — затвердение при остывании, для осадочных — при уплотнении). А сколько прошло времени до того, как порода затвердела? Об этом можно только догадываться. Никаких сколько-нибудь надежных геологических часов для таких определений нет.

Более того. Есть основания считать, что самые древние из известных нам горных пород до того, как они отвердели, прошли очень долгий и сложный цикл геологических превращений. Ведь эти породы не имеют какого-либо особого, примитивного облика, принципиально отличающего их от более молодых образований (то же относится и к древнейшим формам жизни). Следовательно, по сугубо геологическим данным, возраст нашей планеты и биосферы может исчисляться в десятках и сотнях миллиардолетий.

А ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?

Видимо, стоит заново продумать вариант не «взрывного», а неопределенно долгого эволюционного формирования биосферы. Именно биосферы. Даже если и возможно появление первых живых организмов в ходе относительно внезапной вспышки, то для того, чтобы она не погасла, требуется «горючий материал» — питательная среда. Тогда алы должны предположить, что так же возникла и среда жизни — биосфера. Однако такой вариант кажется маловероятным. Почему? Возможно, мы слишком привыкли к :«знакомым» закономерностям геологической и биологической эволюций. Тем не менее, когда космология заставляет сомневаться в их существовании на протяжении неведомого «предар-хея», от которого к нам не дошло никаких записей в каменной летописи, у оппонентов возникает ответ: «Что ж, тем хуже для этой космологической теории». Естественно, космолог волен думать совсем иначе.

Еще раз повторим. Первые, самые ранние из обследованных геологами горных пород возрастом в 4 млрд. лет, судя по их составу и структуре, должны были до своего формирования пройти сложные длительные циклы развития — в полном соответствии с проходившим одновременно процессом постепенного возникновения живых организмов (если этот тгроцесс дей

24

/