Техника - молодёжи 1985-08, страница 45ражаемую линию, она покажет как раз то место, где 4,5 тыс. лет назад на небе сияла Пол ирная звезда, (ho Полярная звезда не всегда была полярной и не всегда ею будет 11од воздействием притяжения Солнца, Луны и планет ось вращения Земли постепенно и плавно изменяет свое положение в про* гранстве Через 13 тыс лет путь на север будет указыьать звезда Be- а из созвездия Лиры ) Уверовав в незаурядные способности и познания древних астрономов, мы С'-али обращать внимание на самые казалось бы, незначительные сооружения. Это помогло не оставить незамеченными два небольших кольца связанных между собой каменной дугой. У этих колец, как и у первых, видны были проходы и также с восточной стороны, но выполненные с большей тщательностью Внутри колец установлены камни, ребрам" обращенные к щелям Лучи восходящего Солнца, освещая их, фиксируют два различных солнцестояния: летнего (21 июня), то есть когда самая короткая ночь и самый длинный день, и зимнего (рис. 1) Мы убедились в том, что перед нами астрономический прибор, построенный в глубокой древности. К зтим -ке временам относится и английское необычное сооружение Стоунхендж которое издавна занимает умы исследс ателей. Но лишь с помощью ЭВМ стали в полной мере ьсны грандиозные замыслы строителен, живших 3800 лет назад. По огромным камням, стоящим в строго продуманном порядке можно определить с погрешностью менее чем в один градус не только восходы Со/.нца, Луны, но и дни равноденствий и солнцестояния и даже предсказывать лунные и солнечные затмения. Астрономические познание были необходимы людям не только для определения времени кочевок, сбора дикорастущих трав и плодов, но и в основном для план» рования начала сева не секрет, что этот момент трудно установить, ч не полагаясь на движения небесных тел. Поэтому подоб ным вопросам уделялось много внимания, например, в античном мире. Как свидетельствует Плиний Старший, был разработан свод правил, помогавший крестьянам по небесным явлениям определять период наступления сева Для этиго же с учетом сезонных изменений в природе в древнейшем хорезмском оазисе на территории нынешней Каракалпакии, среди кызылкумских песков, в IV—III ьеках до н. э. было построепо -рандиозное круглое святилище — обсерватория Кой-Крылган-Кала. С менее значительными затратами груда в Семиречье, Центральном и Южном Казахстане и в Калмыкии с V11 века до н. э. и до V века н. э. воздвигались над умершими каменные курганы с отходящими от них каменными грядками — «усами». И они, как Кой-Крылган-Кала, были не только святилищами но и простейшими астрономическими прибор >ми. За время экспедиции, начиная с 1927 года, раскопано немало подобных курганов В них встречаются останки людей с искусственно деформированными черепами Э-о делалось с раннего детства путем накладывания тугих кольцевых повязок — они Сдавливали голову, вытягивая ее назад и придавая огуречнообразную форму. Оче видно, столь странная «мода» связана, считают /ченые, со стремлением сохранить особенности облика, подчеркивающие этническую принадлежность. Некоторое грояс-нение в этом отношении принесли археологические раскопки Кенкопьского могильника в верховье соседней с нами киргизской речки Галас Там был» обнаружены скелеты с деформироранными черепами, а у входа в могильник лежали костяки имеющие типичные черты местных памиро-ферганских народности Обычная картина — слуги и ра бы, убитые во время похорон, сопроьождают в последний путь своих господ. Здесь традиция деформирования черепа служила одновременно и показателем социального превосходства одного человека над другим. Ост анки людей с искусственно деформированными черепами обнаружены и в американских святилищных захоронениях, что показывает на удивительную сходность обрядов народов разных континентов Это подчеркивается, в частности, и находками, напоминающими индейские захоронения в Азии и даже на европейской части СССР Например, в 1967 году такое захоронение периода каменно.о века открыли археологи на Южном Урале — у города Дав-леканова Башкирской АССР. Черты сходства в развитии культур древних народоь прослеживаются и в культах захоронений как в Азии, гак и в Латинской Америке В 1952 году в «храме надписей» города майя Паленке (Мексика) бы ли обнаружены ос.анки главного жреца л правителя города — оба с искусственно деформированными че репами — и принесенных в жер ву знатных особ Подобные захоронения были найдены еще в десяти святилищах, разбросанных по всей территории Латинской Америки. Как тут не вспомнить догадку исследователей о том, €<что в ранней истории человечест ва религия и календарь — это or но и то же и что храмы были одновременно обсерваториями и лабораториями». Эта догадка послужила осно вой для рассмотрения индейских пирамид с алтарями наверху в Ва_иактуне (Гватемала) не только как храмов-сья-тилищ, но и как комплекса позволявшего майя зести слежение за Солнцем. Так, с помощью пирамиды — площадки для наблюдений трех храмов Hi общем цоколе и стел они могли определять с большой точностью дни солнцестояний и равноденствий, промежутки между ними (рис. 2). Родственное по конструкции и назначению индейскому храму-обсерьагории и курганам с «усами» сооружение было найдено в 1972 году Виктором Немченко, Сергеем Булгаковым, Павлом Печерским и автором данных строк на ровной площадке то* же долины Сандык Перед нами возвышалось сюжное сооружение из камней — как бы схематическое изображение человеческого тела, у которого ноги и руки символически представлены в виде колец (рис 3). Эти кольца имитировали четыре времени года: весну, лето, осень и зиму, а само гелс олице.воряло мать-землю Головою служит каменный курган — захоронение правитепя или жреца, отождес 'влявшегося с солнечным богом Митрои Каменные грядки, похожие на женские косы, отходят к северу и югу и, закругляясь к востоку, означают путь нашего светила по небосводу Недаром на них оЬозначены три положения Солнца: большим Kvprat ом (голова), над которым оно восходит в дни весеннего и осеннего равноденствии, и малыми—на концах кос,—фиксирующими его восходы во время летнего и зимнего солнцестояний Под головой—два небольших курганчика-Захоро-нения, они, как и дзе передние стелы храма-обсерватории майя, помогают определять промежутки между днями солнцестояний и равноденствий А третья стела — камень посреди воронки — служила для точного определение положения восхода Солнца в дни весеннего и осеннего равноденствий. Прожженная земля, обнаруженная нами на территории главного жертвенника — «туловища» и колец — «конечностей человека»,— признак жертвенных костров. Их огонь считался младшим братом Солнца и служил посредником между жоецом и богом при заключении очередной сделки, сдобренной жертвоприношением Кони, погребенные в кольцах, олицетворяли не только культ при-песения в жертву «быстрейшему из бо ое быстрейшему из всех смертных животных», но и, пожалуй, являлись символами начала дня. Недарим же дреьнеиндииское название лошади — аыва — происходит от мифических бр>атьеЕ бпизнецов предвестников зари, аивинов (Эта версия подкрепляется многочисленными находками памятников буддийской культуры вблизи сооружения.) Исгледованьое нами уникальное святилище-обсерватория, очевидно относится к тем временам когда в общественном устройстве еще преобладал матриархат и когда человек неотрывно связывал себя с природой Это, в частности, подтверждается находкой археологов — в 1971 году на Одессщине, в доскифском кургане (3—2 тысячелетия до н. э.), они обнаружили насыпанное из глины огромное изображение женщины с воздетыми над головой руками, И оно носило календарную информацию и являлось одновременно святилищем И к скифам Причерноморья, и к сакам азиатских степей этот культ женско_о начала, в шимо, пришел в глубокой древности почти одновременно и содержал d себе одинаковые культовые представления. С единственной только разницей: в Азии святил 1ща-обсерва-тории воздвигались из камней, а в Европе — из глины. 43
|