Техника - молодёжи 1986-03, страница 16

Техника - молодёжи 1986-03, страница 16

АДРЕС ТРЕТИЙ: площадь Островского, 29

Здесь нет никаких предприятий, нет и никогда не было. В доме № 29 живет Геннадий Преснецов, изобретатель. В последнее время он стал просыпаться в пять утра. Идеи, которые месяцами искал, начали приходить в самый неподходящий момент...

В штаб операции «Спурт» Преснецов пришел по собственной инициативе. Накануне, между прочим, в своей квартире он устроил «жуткую» грозу, хотя за окном вовсю валил снег. Молнии сверкали самые настоящие, а озон, свежий, чистый, проникал повсюду. Ничего удивительного в этом нет: Геннадий по призванию физик и занимается исследованием ионизационных процессов в газе при неоднородных электрических полях. Тема, как принято говорить, фундаментальная. Но по ходу исследований у физика возникает масса побочных результатов, имеющих важное прикладное значение. Как извлечь из них пользу, Преснецов не знает.

Что же изобретатель предлагает конкретно? Он придумал, например, как отбеливание целлюлозы сделать безвредным, не требующим ручного труда, как выветривать из цехов вредные испарения типа стирольных, как быстро и надёжно определять всхожесть зерна, как круглый год хранить без потерь на ово-щебазах урожай и т. д.

Геннадий не только говорил о своих задумках, но и показывал чертежи, эскизы, модели. Для убедительности изобретатель принес в штаб двадцать авторских свидетельств — по наиболее крупным своим разработкам, многие из них запатентованы в Японии, Англии и других странах. Однако в нашей стране применение нашло только одно из них. Почему?

«Болезнь» старая, тяжелая: ведомственные барьеры. Дело в том, что Геннадий Преснецов — научный сотрудник Ленинградского института текстильной и легкой промышленности имени С. М. Кирова, а его новшества в полном объеме можно освоить только в Мин-электротехпроме. Больше того, предназначены они совсем для других отраслей. Впрочем, о серийном освоении новинок изобретателя сейчас говорить вообще преждевременно: сначала нужно сделать опытные образцы, тщательно проверить замысел в металле. А заняться этим опять же негде, разве что в собственной квартире...

Вот почему Геннадий Преснецов обратился за помощью. Но оказать содействие ему невероятно трудно.

Комментарий штаба операции сСпурт»

Казалось бы, выход есть. Надо поступить по примеру /электросиловцев. Раз новшества Г. Преснецова оказались «случайными» и плановым внедрением не предусмотрены, осваивать их надо в инициативном порядке. Условия преж-

Научный сотрудник Ленинградского института текстильной и легкой промышленности имени С. М. Кирова Геннадий Преснецов — автор более 20 изобретений, внедрение которых могло бы принести немалый экономический эффект.

ние: создается КТМК из совместителей, заключается договор с заказчиком — и за дело. Но вот парадокс: за пределами конкретного предприятия такой подход к внедренческим проблемам не срабатывает.

Обком комсомола попытался создать КТМК в помощь талантливому изобретателю на базе четырех предприятий — для работы понадобились разнопрофильные специалисты. Но вскоре выяснилось, что подобного рода творческий коллектив не имеет права заключать договоры, хотя заказчиков нашлось немало: объединение Киришиоргнефте-синтез, институт Гипроводокоммунока-нал, многие совхозы и овощебазы. Вся беда в том, что для финансистов такие КТМК не более чем группа частных лиц, и всякие выплаты им категорически запрещены.

В такой ситуации обычный вариант двухстороннего договора отпадает: заказчик в каждом конкретном случае один, а подрядчиков сразу четверо! Если один из них предоставит свой банковский счет для перечисления заработанных средств, то совместители, члены КТМК, работающие на других предприятиях, окажутся на «голодном пайке», без заслуженного поощрения. Как же быть?

Недаром говорят, что все новое — это хорошо забытое старое. Вспомним замечательный опыт молодежных внедренческих фирм, действовавших несколько лет назад чуть ли не по всей стране и, к сожалению, не имевших юридического статуса. Новосибирский «Факел», например, своей деятельностью поражал даже опытных хозяйственников. За четыре года он выполнил 363 заказа промышленности на сумму более 6 млн. руб. Причем многие новинки были как раз межотраслевого характера. Как удалось добиться такого успеха?

Ответ довольно простой: творческие бригады молодых новаторов работали

на основе хозрасчетных отношений с заказчиками. И никаких сложностей с договорами между КТМК и предприятиями не было: они заключались через посредника — райком комсомола, который использовал свое право на перечисление привлеченных средств.

Почему бы сейчас, узаконив такие взаимоотношения, не воспользоваться тем же самым принципом? Операция «Спурт» выявила около 3 тыс. «узких мест» на производстве, которые можно устранить силами молодых новаторов. Но при условии, если в действие привести экономические рычаги. Уже сейчас ясно, что именно могли бы доводить до практического использования начинающие Кулибины: это изобретения умельцев-одиночек, это побочные результаты фундаментальной науки, это неожиданные идеи, нередко возникающие при реконструкции производства, освоении уникального оборудования и новой технологии, это результаты вузовской науки, не вписавшиеся в хоздоговорные темы, и т. д.

Так что вопрос о создании молодежных внедренческих фирм на хозрасчетной основе встает сейчас со всей остротой. Если ее контуры на заводском уровне прорисовываются довольно четко, то на районном и региональном проблем пока остается немало. Главные вопросы заключаются в том, чтобы научно-техническое творчество молодежи обеспечивать всем необходимым плановым снабжением и узаконить посредника, имеющего юридическую и финансовую самостоятельность,— для заключения договоров. Необходимо также продумать структуру этой фирмы, определить и узаконить образование собственных оборотных средств, учет и контроль за их распределением: для оплаты труда новаторов, на дальнейшую внедренческую деятельность и т. д.

Первый шаг в этом направлении уже сделан Недавно ЦК ВЛКСМ совместно с ГКНТ и ВЦСПС приняли постановление о создании временных творческих молодежных коллективов межотраслевого характера. Таким образом, в операции «Спурт» наметился новый поворот, у молодых новаторов открылись еще большие возможности для инициативного творчества. Сейчас в Ленинграде действует около 800 КТМК, но их число — по самым осторожным подсчетам — может быть в пять-шесть раз больше. Резервы остаются пока немалые.

Развитие науки и техники, как известно, самостоятельная сфера действия, охватывающая народное хозяйство целиком и требующая четкого управления. Заметный импульс в этом направлении может дать более полное и оперативное использование на практике различных новшеств, попадающих в категорию внеплановых, но, однако, способных стать действенными рычагами интенсификации производства. Вот почему так необходим сейчас поиск новых, более гибких и мобильных форм управления научно-техническим прогрессом.

14