Техника - молодёжи 1987-03, страница 11

Техника - молодёжи 1987-03, страница 11

что-то, но и понимать, «как» и «почему» это происходит. Возникает очень благоприятная для обучения ситуация, когда потребность в знаниях опережает процесс их приобретения.

— А ПТУ? Что приобрело оно?

— Престиж. В самом лучшем смысле этого слова. Ведь вчерашним восьмиклассникам лестно, что вместе с ними в тех же мастерских и учебных классах занимаются студенты. Да и общение их приносит несомненную пользу. И не случайно, попасть в училище достаточно трудно. Четыре человека на место. Не каждый вуз может похвастаться таким конкурсом.

Кроме моральных выгод, СПТУ получило и материальные. Институт разработал проекты оборудования сварочной, слесарной мастерских (это стало темой студенческих дипломов) .

Так что союз вуза и ПТУ оказался взаимовыгодным.

Успешно сделать первый шаг еще не значит пройти весь путь. Иметь рабочую профессию необходимо, но недостаточно для того, чтобы называться настоящим инженером. Инженер должен уметь решать творческие задачи — выявлять узкие места на производстве и устранять технические противоречия. Он должен быть изобретателем. И не случайно в ТПИ, начиная с 3-го курса, студенты занимаются и в общественном институте патентоведения. Здесь они получают опыт в решении изобретательских задач, овладевают элементами патентного поиска. А на 5-м курсе вместе со «штатным» дипломом пишут и выпускную работу общественного института патентоведения. Одним словом, тольяттинский инженер — это «сумма» трех «слагаемых»: рабочей профессии, умения разобраться в технической задаче и навыка оформления мыслей. И соответственно этим «трем китам» три диплома — ПТУ, собственно вуза и общественного института патентоведения.

В свете перестройки системы высшего образования тольятттин-ский опыт представляется очень интересным. Ведь здесь уже воплощены в жизнь некоторые положения Проекта ЦК КПСС «Основные направления перестройки высшего и среднего образования в стране». Но по-прежнему у ТПИ, как и у подавляющего большинства вузов, остается множество нерешенных проблем.

Например, материальное оснащение вуза. Зачастую обучение идет на устаревшем и морально и физически оборудовании.

— Как можно готовить специалистов завтрашнего дня на вчерашних, а то и позавчерашних станках? — говорит Столбов.— Я считаю, что высшее образование должно стать приоритетной отраслью народного хозяйства. Все новое немедленно в вузы. Потому что любая техника требует инженерного обеспечения. Значит, и подготовка специалистов должна идти не после внедрения новых устройств, а одновременно с их разработкой. В идеале это должно выглядеть так — мы получаем приказ: к такому-то сроку подготовить инженеров по соответствующему профилю. Но, кроме приказа, вузу нужны и информация, и конкретные образцы (пусть опытные) новинок.

— Или другой аспект,— продолжает Владимир Иванович.— Связь вузовской науки с производством. К сожалению, пока отдача вузов мала. Практика показывает, что, когда институт поворачивается лицом к заводу, работает в тесном контакте с производственниками, результаты не заставляют себя долго ждать. Чтобы не быть голословным, приведу конкретный пример. На ВАЗе возникла проблема с приборами активного контроля металлообрабатывающих станков. Те устройства, что были поставлены в свое время фирмой «Марпос», уже выработали ресурс и перестали удовлетворять производственников. Мы организовали комплексную бригаду из наших вузовских специалистов и заводчан, перед которой была поставлена задача сделать аналог итальянской разработки. С удовлетворением отмечу, что был создан не только аналог зарубежного прибора, но сконструированы оригинальные устройства, превосходящие по своим характеристикам прототип. Более того, такая организация совместных работ позволила сократить сроки разработок. От идеи до внедрения в производство прошло менее года. Вот что может дать тесный союз вуза и завода.

Я уезжал из Тольятти. Поезд шел по гребню плотины Волжской ГЭС имени В. И. Ленина, а рядом, по шоссе, проносились к городу «Жигули». Перед ВАЗом поставлена задача сделать автомобиль мирового уровня. Такого же уровня должны быть и, надеюсь, будут инженеры из ТПИ.

ЭВМ ИЗ «КУБИКОВ»

Сегодня как наука, так и промышленность все более нуждаются в сверхбыстрых ЭВМ. Даже компьютеры-рекордсмены, выполняющие 100 млн. операций в секунду, порой оказываются «тугодумами». Например, на основе полученных сегодня' данных ЭВМ может совершенно точно предсказать погоду на завтра, но прогноз мы получим... лишь послезавтра.

Компьютер станет «думать» быстрее, если его «мозг» будет сконструирован на базе не одного процессора, а нескольких, параллельно решающих отдельные части задачи. Первые исследования в этой области начались в 60-е годы и привели к созданию за океаном громоздкой и дорогой машины ИЛЛИАК-IV, оставшейся в единственном экземпляре. Большие трудности, связанные с координацией работы процессоров, разработкой программ, допускающих параллельные операции, заставили специалистов прекратить работу.

В 1982 году Япония приняла «национальный проект сверхбыстрых ЭВМ», цель которого'— к концу десятилетия создать компьютер с производительностью 10 млрд. операций в секунду. Не желая остаться позади, многие американские университеты развернули работы в области конструирования «параллельных» ЭВМ. Одна из первых машин такого рода построена в Калифорнийском технологическом институте. Ее создатели, инженеры Джоффри Фокс и Чарлз Сейц, назвали свою модель «Космический куб» или «Гиперкуб». Происхождение названия оправдывается архитектурой компьютера, который состоит из 8, 16, 32, 64 и т. д. одинаковых микроэвм, объединяемых в одну машину кубической формы. Машины постоянно обмениваются информацией, кроме того, все они находятся «под присмотром» управляющей «ЭВМ-менеджера».

При разработке матобеспечения пришлось отказаться от традиционных методов программирования и создать новые, «параллельные» языки для общения с «Гиперкубом». Сегодня он снабжен уже примерно двадцатью программами для решения задач из области ядерной физики, химии, геофизики, астрофизики, обработки изображений...

Компания «Интел» решила выпустить несколько моделей ЭВМ, спроектированной в Калифорнии, дав им название ИПСК (Интел персональный суперкомпьютер). Многие университеты решили приобрести «кубы», чтобы освоить программирование и вычисления на этих нетрадиционных, но зато более быстрых и дешевых машинах.

Заинтересовались «параллельными» компьютерами и в компании ИБМ. Первая проектируемая модель будет содержать 64 процессора, а наиболее совершенная— 512. Правда, компания не сообщает, когда будет выпущена первая партия новых машин.

9