Техника - молодёжи 1988-01, страница 5

Техника - молодёжи 1988-01, страница 5

проявленное к самодельщикам, осталось в памяти. А вот в Тушине его, к сожалению, не хватило. Естественно, возразят нам, вы же в столице — здесь и фестивали, и вернисажи, и шествия, другие мероприятия, так что голова идет кругом. Вот почему мы обращаемся к заинтересованным читателям и организациям: давайте совместно обсудим, где же целесообразней проводить такие смотры. Посоветуемся и к следующему СЛА-89 составим и учтем коллективное пожелание.

Теперь перейдем к главной проблеме — возможности авторов летать на сделанных ими конструкциях. Недаром мы косвенно вынесли ее в заголовок — ведь, само собой разумеется, каждый самоделыцик, каждый коллектив строит летательный аппарат прежде всего для того, чтобы летать. Нечего скрывать, что такие важные для общества производные, как техническое творчество, организация досуга, формирование личности в кругу единомышленников, для них все же на втором плане. Именно любовь к небу, к полетам захватывает их полностью. Они отдают этому делу все свободное время, зачастую и средства.

А в этом вопросе самоделыцики не получили на слете какого-либо обнадеживающего ответа. Чувствовалось, что ЦК ДОСААФ не был готов взять его решение полностью на себя. Справедливости ради отметим: во многих частных случаях местное руководство ДОСААФ допускает авторов к полетам на самоделках. Летают, например, под Ленинградом, Харьковом, Москвой... Наверное, должно быть больше настойчивости со стороны самих кон-

В полете «Егорыч».

структоров-любителей. Да и взаимопонимания, доброжелательного отношения со стороны тех, от кого зависит — допустить или нет. Ведь все более ощутимым, веским в наши дни становится правило: разрешено то, что не запрещено. А запрета на полеты СЛА вроде бы и нет. В «Воздушном кодексе СССР», правда, есть ограничения для экспериментальных аппаратов. Так это, если он создан в системе МАП или подобной отрасли. А если в сарае, клубе и т. д.?

Через два месяца после слета ЦК ДОСААФ выразил готовность проработать вопрос об обучении са-моделыциков на серийных аппаратах по спискам, представляемым организациями и ведомствами. Следующим шагом мыслится допуск к полетам на самодельных конструкциях после разрешения, полученного от летчика-испытателя. Вопрос согласовывается с Министерством авиационной промышленности, однако индивидуальные конструкторы пока остаются в стороне. Кто представит их в списках, кто будет платить (а речь идет, очевидно, о немалых суммах), еще далеко не ясно.

Все это давно наболело, беспокоит, не может не раздражать энтузиастов. И все это, наверное, и послужило причиной того, что на слете напористо, пылко заговорили о создании своей общественной организации. Кстати, отметим: IV смотр-конкурс проходил не только в деловой и конструктивной обстановке, но и в условиях самой широкой демократии и гласности. С первых же дней был выбран совет участников СЛА-87, который возглавил Че-слав Бальчунас из Литвы. Он при

сутствовал на всех заседаниях оргкомитета, по поручению самодель-щиков выступал с предложениями, просьбами, ну и, конечно, прекрасно знал об их настроениях. Такое самоуправление в значительной степени помогло постепенно, в ходе смотра, устранить недоработки в его организации.

Вопрос об обществе (федерации, секции и т. д.) бурно обсуждался на каждом собрании, в разговорах, спорах самоделыциков, однако в итоге оказалось, что их мнения весьма противоречивы. Одни видят в таком объединении единственный шанс для дальнейшего развития, получения доступа к полетам, другие рассматривают его исключительно как средство добывания материалов, некоторые же вообще считают, что оно лишь будет сковывать инициативу, а потому не нужно. Вопрос важный и серьезный, его решать самим самоделыцикам.

А пока, дабы повысить энтузиазм у энтузиастов, еще раз напомним: ныне всем комплексом проблем любительского авиаконструирования вплотную и, главное, постоянно занимается Минавиа-пром СССР. В нем создан отраслевой совет содействия самодеятельному техническому творчеству, который возглавляет заместитель министра А. Г. Братухин. Сразу после завершения СЛА-87, когда многие участники еще оставались в Москве, Совет провел двухдневный семинар-совещание «Организация и развитие самодеятельного технического творчества трудящихся в объединениях, на предприятиях и в организациях отрасли». Однако, к чести устроителей семинара, вопрос ставился гораздо шире и оставил надежду, что не будут обделены вниманием и энтузиасты за рамками отрасли. Выступая там, Анатолий Геннадьевич с ходу предупредил все заковыристые вопросы, заготовленные тертыми да и «затертыми» самодельщинами, сводившиеся в основном к тому, где и как достать, купить нужные детали, материалы... «Во всех таких случаях обращайтесь к нам — Москва, Центр, Уланский, 16, Отраслевой совет». Эту фразу ему пришлось повторять много раз, наверное, из-за того, что не привыкли еще как-то наши умельцы к вниманию к себе. Но особенно всколыхнуло энтузиастов долгожданное понимание и стремление со стороны министерства, пусть пока на словах, решить проблему летания на созданных их руками аппаратах.

3