Техника - молодёжи 1989-07, страница 14

Техника - молодёжи 1989-07, страница 14

Достаточно всего одной внутримышечной инъекции синтетического аналога простог-ландина, и беременность будет прервана В растворе формалина — 8—9-недельный плод, изгнанный таким способом.

Пружины третьего поколения еще совершенней Это Т-образное приспособление, ножка» которого наполнена гормоном. Он медленно высвобождается в течение 1—2 лет и настолько меняет биохимическую среду, что оплодотворенная яйцеклетка не в силах прикрепиться к стенке матки. Вероятность зачатия всего 0,5%, однако в единичных случаях они дают внематочную беременность, и сейчас идет их доработка.

Гормоны, которых не надо бояться

К сожалению, в нашей стране даже медики относятся к гормональным контрацептивам с недоверием. Отчасти и понятно, ибо исторический путь этих препаратов был усыпан не только розами, но и шипами. Кстати, использовать половые гормоны в качестве противозачаточных средств предложил еше в 1939 году известный биолог академик М. М. Завадовский. Другое дело, что в течение двух с половиной десятилетий реализовать эту идею не удавалось, ведь в то время были известны только естественные гормоны (эти биологически активные вещества еще называют ин-кретами). Чтобы женщина не беременела, ей нужно было вводить большие дозы гормонов — либо женских, либо мужских. Но от избытка первых можно было заболеть раком яичников, молочной железы, матки. А вторых — возникала угроза потерять женственность и стать мужеподобной.

С появлением синтетических гормонов, обладающих в 100—300 раз большей активностью, появилась возможность сильно снизить их дозу и, следова тельно, резко уменьшить опасность. Мало того, американский ученый Г. Пин-кус продемонстрировал, что, принимая такие препараты, можно добиться чтобы вообще не происходило ежемесячное созревание яйцеклетки.

К сожалению, гормональные контрацептивы годятся не для каждой. Чтобы пользоваться ими, надо знать свой гор моиальный статус. Так что без чисто индивидуального подбора, без компетент

ной рекомендации врача-гинеколога не обойтись.

Кстати, именно бесконтрольный или слишком длительный прием инкретных контрацептивов в какой-то мере и породил те скверные слухи, которые о них ходят. Однако многие специалисты считают, что слухи эти преувеличены и недостоверны. Настороженность в отношении противозачаточных таблеток основана на очень старых и давно не актуальных сведениях.

Ни одно лекарство не изучено так подробно, как эти таблетки. Ведь они в своем роде уникальны — назначаются не больным людям, а наоборот, здоровым, чтобы временно вызвать у них определенные гормональные нарушения. Пока нет каких-либо доказательств, что у женщин, их- принимавших, чаще развивается рак. Наоборот! Обнаружилось, что оральные (то есть принимаемые через рот) контрацептивы снижают риск развития некоторых форм рака в 2 раза. Исцеляют, как оказалась, они и от некоторых иных недугов.

Настороженность по отношению к гормональным противозачаточным средствам сейчас беспочвенна еще и потому, что за последние 20 лет они претерпели серьезную эволюцию и стали содержать одних гормональных веществ — втрое, других — впятеро, а некоторых даже в 10 раз меньше прежнего. Оттого ощутимо реже наблюдаются побочные реакции и осложнения. И это при том, что по-прежнему сохраняется 100-процентный контрацептивный эффект1

Наш разговор мы начали с того, что каждый человек должен иметь возможность выбирать. Так вот: права на выбор у нас пока все еще нет. Мы не только не владеем информацией, скажем, о тех же противозачаточных средствах. Мы просто-напросто не имеем этих самых средств. Если мы, строя космические корабли, не можем произвести вдоволь примитивных резиновых презервативов, то о чем говорить' А более сложное — например, спирали с медью, которые создали специалисты уже упоминавшегося Казанского НПО «Мединс-трумент»? Первые образцы прекрасно себя зарекомендовали, патент закуплен 37 государствами мира, однако серийный выпуск налаживается с таким трудом, что не верится, начнется ли он когда нибудь Вместо этого завод гонит допотопные полиэтиленовые пружины первого поколения да еще отвратительного качества, дискредитируя саму идею о подобном устройстве. А гормональные и кортикостероидные таблетки — почему их до сих пор не выпускали и вынуждены закупать в Венгрии и ГДР?

В последнее время все чаше говорят о том, что мы напрасно так долго и так тщательно скрывали от самих себя важнейшую сторону человеческих отношений. Теперь расплачиваемся. Гигиеническим невежеством. Сексуальным бескультурьем. Позорным первенством по числу абортов.

Неужели это будет продолжаться?

Сергей БЕВЗ,

действительный член Географического общества СССР, заместитель председателя Приморского краевого клуба подводного поиска «Восток»

Прошлым летом к нашему клубу аквалангистов «Восток» присоединилась секция из Дальнегорска Ее руководитель Борис Горохов рассказал нам, как он и его товарищи работали в бухте Владимир на месте гибели в 1905 году крейсера «Изумруд», как обнаружили там хорошо сохранившееся 120-мм орудие главного калибра. А мы сами давно собирались на «Изумруд»...

И вот, заручившись поддержкой командования Краснознаменного Тихоокеанского флота, принялись готовить совместную экспедицию. Изучили все, что было связано с последним боем этого крейсера.

Во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года «Изумруд» держался на правом траверзе 2-й Тихоокеанской эскадры, изредка перестреливаясь с японскими крейсерами. Ночью корабль присоединился к уцелевшим четырем броненосцам контр-адмирала Небогатова, который, выполняя приказ раненого начальника эскадры адмирала Ро-жественского, упрямо держал курс на Владивосток. Но утром 15 мая превосходящие силы японцев взяли в кольцо отряд Небогатова. После первых выстрелов на флагманском броненосце «Император Николай I» подняли семафор: «Окружен. Сдаюсь». И тут произошло нечто совершенно неожиданное.

Из донесения командира «Изумруда» капитана 2-го ранга Н. Н. Ферзена:

«Как только разобрали последний сигнал, дал самый полный ход, решив ни в коем случае не сдаваться . До 6 ч лежал на курсе 43 а в 6 ч взял курс в точку, равно стоящую от Владивостока и бухты святого Владимира, решив дойти до 50 миль до берега и там, смотря по обстоятельствам, идти во Владивосток или на Владимир». В конце концов во Владивосток Ферзен не пошел, резонно опасаясь, что на подходах к порту его постараются перехватить японцы. Оставалось выбрать бухты Владимира и Ольги, где были поселения, но последнюю командир счел заминированной японцами.

«Когда стар мех доложил мне, что угля остается 60—70 т (сказался

12