Техника - молодёжи 1990-12, страница 26

Техника - молодёжи 1990-12, страница 26

Время — Пространство — Человек

Ш >» ■ " Г-|"| м -i—ГГц I II II ll'irx 1 '> ' 1Г ТГ"|---ir-*niT1fH'lt«lilirrili ЧЩ _-.iOimiWi| ■ 11ЦШ1НИ1ИР rjfl.-

В поисках утраченного

пространства

Художник — это всегда странник. творчество для него — путешествие, пусть даже воображаемое. Наверное, еще в эпоху Возрождения на смену иконописцу аскету пришел новый тип мастера который вдохновенному мыслительному зрению предпочел зрение обычное и решительно шагнул навстречу своей «натуре» — в мир.

Несколько веков продолжалось увлекательное всеобщее паломничество во все концы Земли к святыням красоты. С этюдником, а потом и фотоаппаратом в руках люди искусства проникали и в самые обжитые, и в самые заповедные уголки нашей планеты. Крупнейшие города и заброшенные села, дымящие заводы и старинные дворцы, океан ские побережья и горные вершины, тысячекилометровые пустыни и джунгли, арктические льды и бушующие тропические моря — все это было запечатлено в десятках и сотнях тысяч картин, отснято на фото-

Можно ли объяснить необъяснимое? Умеючи — можно В последних работах А. Простеаа, как в магическом кристалле отражается весь мир с его тайнами и краса тами. ,

пленку, а затем тиражировано в миллионах экземпляров мировой прессой Многократно изобразив казавшееся невообразимым — весь видимый земной мир,— искусство столь же неудержимо устремилось

в прошлое, в будущее, в запре-дельность микромира и мегакос-моса. Художники меняли манеру работы, технику и стиль изображения, но упорно искали столкновения с нераскрытой доселе Реальностью

Тем временем в «параллельном» пространстве фантазии шла совершенно иная жизнь. На погра-ничье — между земной, материальной действительностью и невидимым, неземным миром платоновских идеальных сущностей Все, что было ниже, тяготело к «фотографии»; все, что располагалось выше, становилось «иконой». Между этими пределами витала художественная фантазия.

Марсель Пруст, автор цикла романов «В поисках утраченного времени», однажды признался: «Постепенно действительность заставляла мою мечту сдавать одну позицию за другой». Для него время было синонимом жизни, и воспоминания о детстве, о пережитом составляли суть творчества. Полж:изни из-за болезни он вынужден был провести в строгой изоляции, почти затворником. Тесные домашние стены ограждали огонек его фантазии от пронзительных ветров внешнего мира. Подобно Прусту, только в добровольном затворничестве, прожили жизнь многие и к.логие замечательные художники XX века. Одним не хватало душевных сил, другим — материальных средств, третьи задыхались от нехватки воздуха свободы. Все вместе эти об-

24