Техника - молодёжи 1991-10, страница 11

Техника - молодёжи 1991-10, страница 11

чем на 100 м! На одной скважине в сутки сгорает от 500 до 6000 т нефти.По сложности тушения профессор Абдурагимов выделяет три категории пожаров. Все они встречаются в Кувейте. К первой относятся самые простые: из земли обычно торчит уцелевший патрубок с фланцем, из него вертикально бьет нефть. Первые метра три она фонтанирует без огня, затем переходит в пылающий факел.

Если при повреждении наземного оборудования (вышек, насосов, трубопроводов) обломок патрубка оказывается наклонен, возникает пожар второй категории. Нефть обильно заливает устье, замазученные пески начинают тлеть рядом с горящим розливом и полыхающим факелом. Возможны дополнительные мелкие выбросы нефти сквозь землю из-за частичного разрушения трубы под землей.

И наконец, самый опасный и непредсказуемый—пожар третьей категории Патрубка нет вообще, скважина разрушена полностью вместе с подземной трубой. Горящие нефть и газ извергаются не только из устья, но и на расстоянии 10 — 20 м от него. Факелы этих многочисленных пульсирующих фонтанов горят несколько десятков секунд, после чего на 5 — 10 мин исчезают. Причем в следующий раз они могут изменить свое направление. Кстати, жертвами такого неожиданного огнеметного «плевка» стали двое английских журналистов. Они ехали по шоссе вроде бы на безопасном расстоянии от пожара, но внезапно их автомобиль объяло пламя. Он взорвался вместе с пассажирами.

Исход войны с Ираком решило преимущество союзников в военной технике. Срок окончания войны с огнем зависит от уровня техники пожарной.

Победу определяет искусство

Наш журнал уже писал о проблемах тушения нефтяных пожаров на скважинах (см. № 5 за 1978 г.). Специалисты используют примерно одни и те же средства: воду, пены, порошки, взрывы.

Известно, что горящие органические жидкости (нефть, мазут, бензин) водой не погасишь. Тем не менее на берегах Персидского залива первыми вышли на огненные рубежи мощные водометные пушки на поворотных лафетах. Но целились они не по нефтяному факелу. Их назначение — создать охлаждающую завесу, оберегающую технику от перегрева, ведь температура факела достигает 1500° С.

Другое дело —пена. Впервые как огнетушащее средство ее предложил использовать русский инженер А.Г.Лоран в 1904 году. Так называемая химическая пена возникала за счет интенсивного выделения угле

кислого газа при смешивании раствора кислоты и щелочной соли угольной кислоты. Со второй половины века стали применять воздушно-ме-ханическую пену, представляющую собой водовоздушную смесь. На рисунке 1 показан метод ее образования.

Пена, попадая на горящую нефть, разъединяет еще не воспламенившуюся жидкость и насыщенные пары над ней, подпитывающие пламя, которое из-за этого гаснет. Затем пожарные глушат скважину — патрубок, если он сохранился, закрывается металлическими или пластиковыми пробками.

Теперь об огнегасящем порошке. Стандартный брикет из него объемом 1 куб. см способен нейтрализовать пламя на площади 6 кв. метров. На рисунке 2 показаны типы применяемого в СССР порошка. Он выстреливается в огонь из ствола специальной машины (профессионалы знают ее как АП-3 или АП-5), установленной на шасси грузового автомобиля. Выстрел происходит под действием сжатого воздуха, дальнобойность—сотни метров. Порошок, обладающий высокой теплоемкостью, как бы впитывает жар, отнимая его у пламени. Кроме того, при нагреве он выделяет углекислый газ, перекрывающий доступ кислорода к огню. Работа одной машины АП-5 способна остановить пожар на нефтехранилище емкостью 50 тыс. куб. м менее чем за минуту.

И, наконец, способ тушения взрывом. Суть его — в отрыве пламени от нефти за счет ударной волны. Обычно используется взрывпакет массой 300 — 500 кг. Его тщательно обертывают войлоком и толем, предохраняя

от преждевременного загорания или намокания от попутно применяющейся пены. Заряд подвешивают на небольшом подъемном кране, который на специальной тележке подкатывается по рельсам как можно ближе к факелу. Затем взрывпакет опускают над устьем и производят детонацию. При правильной установке заряда факел отбрасывается ударной волной вверх, она же забивает нефть или газ обратно в скважину. Остается ее заглушить.

Но, используя лишь одно из перечисленных средств, пожар порой не погасить. По словам профессора Аб-дурагимова, успех зависит не столько от технических средств, сколько от правильной тактики тушения. Это не просто инженерная практика или наука, это вроде искусства. Опытный пожарный учитывает десятки особенностей конкретного фонтана — дебит нефти, высоту и конфигурацию факела, диаметр устья, площадь розлива, глубину замазучивания песков, направление ветра... Из имеющихся средств он выбирает нужную комбинацию, рассчитывает время и место удара по огню, способ и режим подачи огнетушащих средств.

Рэд Адер выхолит из схватки

Вернемся, однако, в начало марта 91-го. В Кувейт прибыли настоящие профи-фонтанщики — так называют особую команду пожарных, подготовленных к борьбе с нефтяными факелами. Во главе американо-канадской сборной —сам Рэд Адер —руководитель крупнейшей в США противопожарной компании, названной его собственным именем («Red Adair Со»). На ряде скважин он избрал свою излюбленную тактику: охлаж-