Техника - молодёжи 1993-02, страница 18

Техника - молодёжи 1993-02, страница 18

Антология таинственных случаев

Лев ВЯТКИН,

военный летчик

«Гельмут, мы горим!>

По странному стечению обстоятельств лучшие немецкие, английские и американские дирижабли потерпели аварии в пору наибольшей своей популярности (см., например, «ТМ» № 11 за 1972 г., № 2 за 1979 г.). Фактами катастроф не преминули воспользоваться противники дирижаблестроения — владельцы авиазаводов и авиакомпаний. По их «социальному заказу» потенциальным пассажирам внушали: огромные, неповоротливые «сигары» — игрушка стихий, более того —они взрывоопасны, а значит, ни в коем случае не должны использоваться для перевозки людей — их следует срочно заменить вполне надежными и скоростными самолетами... Очередное доказательство не заставило себя ждать: прямо на глазах толпы произошла грандиозная катастрофа самого известного дирижабля ЛЦ-129 «Гинденбург»...

Созданный немцами в 1936 году, он являл собой подлинное чудо техники. Представьте плывущего в небесах Левиафана длиной 245 м и объемом 200 тыс.м3! Впечатляющим размерам соответствовал уровень комфорта: 72 пассажира, следующие трансатлантическим рейсом из Германия в США, могли посидеть в ресторане, полюбоваться океаном с прогулочной палубы, в обществе попутчиков скоротать время в салонах или уединиться в комфортабельных каютах. В каждой, кстати сказать, красовался портрет генерал-фель-дмаршала Пауля фон Гинденбурга, президента Германии с 1925 года, передавшего власть в руки Гитлера. Последний удостоил своим посещением знаменитый дирижабль — и тот поспешил «украситься» также изображениями фюрера.

...Сохранились уникальные кадры, снятые американскими кинооператорами. К ним до сих пор обращаются эксперты, пытаясь ответить на вопрос, что же послужило причиной гибели воздушного гиганта?

Но не будем забегать вперед. Итак, 6 мая 1937 года ЛЦ-129 завер

шал очередной, уже 38-й, перелет через Атлантику. В аэропорту Лей-кхорст близ Нью-Йорка собрались встречающие, репортеры, киношники. Накрапывал дождь, у горизонта сверкали зарницы, а «Гинденбург» запаздывал на 11 ч из-за сильного встречного ветра.

Его экипаж старался хоть чем-то занять воздушных путешественников — на эстраду ресторана поднялся бортинженер Эрнст Леманн и принялся под аккомпанемент рояля наигрывать на губной гармошке тирольские песенки. Шеф-повар Майер, кондитер Штеффлер и трое коков готовили деликатесы, а восемь официантов и стюарды разносили их по столикам. Среди пассажиров были немцы, американцы, австрийцы, шведы, причем лица весьма состоятельные — миллионеры, фабрикант, три офицера германских люфтваффе. „

Необычно многочисленна была на сей раз команда — 61 воздухоплаватель: на «Гинденбурге» проходил практику будущий экипаж строящегося однотипного ЛЦ-130 «Граф Цеппелин-2». Капитан корабля 45-летний Марк Прусс недаром слыл «воздушным волком» — 900 полетов на цеппелинах!

На 6 мая у немцев приходится праздник Вознесения (позднее в

этом усматривали зловещее предзнаменование). Неподалеку от Лей-кхорста на дирижабле приняли радиограмму: над аэропортом гроза — и по приказу капитана около часа кружили в стороне от нее. Только в 19 ч «Гинденбург» появился над летным полем. Стюарды вынесли багаж, пассажиры собрались на прогулочной палубе, высматривая внизу родных и знакомых. Прусс решил не сажать воздушный корабль на землю, как это обычно делалось: сейчас из-за сильного ветра понадобилось бы не менее двух сотен человек наземной команды, чтобы удержать корабль на швартовых, пока маневровый паровозик, прозванный «рельсовым попугаем», не отбуксирует его на разгрузку в ангар.

В 19.08 на «Гинденбурге» получили разрешение на подход к причальной мачте. Более тысячи человек наблюдали, как огромная сереб-ристо-серая «сигара» плавно, под звуки встречного марша, описывала на высоте 200 м широкую дугу, разворачиваясь против ветра. Затем моторы отработали «задний ход», и в 19.16 небесный Левиафан приблизился к мачте. Смолкли двигатели. В 19.20 воздухоплаватели с высоты 60 м сбросили швартовые, наземная команда подхватила их и завела на якорные устройства. Про

16