Техника - молодёжи 1994-07, страница 35

Техника - молодёжи 1994-07, страница 35

Проблемы и поиски

эклектичность, но и полное отсутствие представления о специфике загородного особняка. Общее архитектурное решение не соответствует отдельным деталям, режет глаз дисгармония материалов. Конечно, можно сделать скидки на скудость и дороговизну строительного рынка, самоуправство подрядчиков (многим, наверное, знаком весьма распространенный тип эдакого эрудита: он, мол, лучше всех знает, каков должен быть оконный проем, как следует крепить ва-

Образцы Московского модерна начала XX века: особняки Рябушинского (слева) и Морозова (справа) с фрагментом интерьера.

Хотя некоторым из этих зданий и перевалило уже за полвека, они вполне могут послужить образцами для индивидуальных застройщиков:

Загородный дом «Фоллингуотер» в американском штате Пенсильвания (1937 г ).

Загородный дом Рихарда Ней-тра в Калифорнии (1946 г.).

гонку и т.п.). Но куда чаще в «содеянном» отражается невзыскательность и безвкусие застройщика-нувориша и непрофессионализм зодчего, разучившегося за годы господства массового строительства мыслить разностильно.

И здесь открывается обширное поле деятельности для молодых художников, дизайнеров, предприимчивых людей. Ведь мозаичные и керамические вставки, пояски, наличники, рельефы из алебастра, кованые металлические элементы могут не только украсить здание, но и индивидуализировать его. И такой «орнаментальный» подход — отнюдь не единственный.

Практика архитекторов, работающих в области жилищного дизайна, показывает, что наиболее приемлем для нас — так называемый «скандинавский) стиль. Возникший благодаря творчеству известных архитекторов А.Аальто и Э.Сааринена, он несет трепетное отношение к простым и понятным с детства вещам —

дереву, воде, камню. Этим постройкам свойственна сдержанность, суховатая логичность и одновременно — тепло и гармония, как в сочетании материалов, так и во взаимосвязи фасадов и интерьера. Северяне создали также новые технологии по обработке дерева, приемы его консервации и отделки, сборки домов. Их опыт был подхвачен и развит на Западе. «Дом над водопадом» Ф.Райта, «Дом в дюнах» П.Ру-долфа, дом Ф.Джонса и другие стали типич-

3 «Техника — молодежи» № 7

33