Техника - молодёжи 1995-02, страница 60

Техника - молодёжи 1995-02, страница 60

Однажды... ИМЕЮЩИЙ УШИ ДА УСЛЫШИТ?

Чувствуя приближение смерти, знаменитый полководец, генералиссимус А.В. Суворов (1730 — 1800) призвал к себе мужа своей племянницы графа Д. И. Хвостова — поэта-графомана,

недоверием, Оберт стал проситься обратно в Румынию, но ему было отказано. На сей раз как человеку, знающему имперские секреты. Больше того, его поставили перед дилеммой: или принять германское гражданство, или отправиться в концлагерь. Он, естественно, выбрал первое, однако концлагеря не избежал. В 1945 г. американцы арестовали его в Баварии, отправили в концлагерь под Парижем и... вскоре выпустили. Когда знакомые спрашивали, как это можно столь быстро отвертеться от лагеря, Оберт важно отвечал:

— Здесь главное — проанализировать накопленный опыт общения с государственными

над которым потешалась вся петербургская пишущая братия.

— Любезный Митя, ты добрый и честный человек! Но заклинаю всем, что есть для тебя святого: брось виршеслагательство! — высказал ему Александр Васильевич свое предсмертное пожелание.— Помилуй Бог! Это к добру не приведет. Ты навеки сделаешься посмешищем всех порядочных людей!

Хвостов зарыдал, поцеловал руки умиравшего и вышел от него нетвердой походкой.

— Ну, что Александр Васильевич? Как он? О чем молвил? — стали расспрашивать его знакомые и родственники Суворова.

— Увы! — горестно произнес Хвостов, отирая обильные слезы.— Хотя еще и может говорить, но уже без сознания. Бредит! ■

БИТЬ БЮРОКРАТОВ ИХ ЖЕ ОРУЖИЕМ!

Знаменитому ракетчику Герману Оберту (1894 — 1989) явно не везло в первой половине жизни. Немец по национальности, он родился и вырос в Тран-сильвании, которая после первой мировой войны отошла от Австро-Венгрии к Румынии. Поэтому когда он вздумал перебраться для учебы в Германию, ему было отказано под тем предлогом, что он — румын. Вынужденный жить в румынском городе Медиаш, он занимался своими исследованиями в одиночку... Наконец ему удалось выехать за рубеж: с 1937 г. трудился в Вене и Дрездене по заданиям знаменитого гитлеровского ракетчика Вернера фон Брауна. Тем не менее к главным направлениям работ он не был допущен. Обиженный

чиновниками, сделать из него правильные выводы. А прикидываться совершенным дураком мне способностей не занимать! ■

Бывает же такое!

НА ТО И САМОЛЕТ, ЧТО "САМ"

Общепринятый в начале нынешнего века и заимствованный у французов термин "аэроплан" состоит из греческого слова "аэро" (воздух) и латинского "планум" (плоскость). Немецкий аналог "флюгцойг" можно перевести как "предмет для полета" или "леталка". У нас же позже прижился доморощенный "самолет", хотя он без мотора и пилота, подобно ковру-самолету, летать никак не может. Впрочем, без первого обходятся планеры, а вот что касается второго...

В 1912 г. французский военный летчик Морель попал в сильную болтанку и сорвался с сиденья. Уцепившись за фюзеляж, он с ужасом ожидал неминуемой катастрофы, однако его аппарат, проделав ряд пируэтов, самостоятельно приземлился, правда, зацепив землю крылом, что лишь смягчило Удар.

В августе 1913 г. знаменитый французский летчик А.Пегу испытывал парашют фирмы "Орс". Выбросившись с ним из одноместного аэроплана, он с удивлением увидел, что тот не падает, а, мерно рокоча мотором, снижается, кренясь и даже делая перевороты; у самой же земли вдруг выровнялся и приземлился, да так, что мог бы позавидовать иной начинающий пилот.

В 40-е годы английский пилот К.Стейнленд работал на фирме "Фейри". Однажды ему довелось испытывать одноместный самолет с открытой (без фонаря) кабиной. Стейнленд намеренно ввел его в штопор, но перейти в нормальный полет, как ни старался, не смог. В такой ситуации выход только один — покинуть гибнущую машину с парашютом, что он и не замедлил сделать. И вдруг, падая, испытатель увидел под собой свой самолет — тот аккуратно "поймал" его в кабину, а потом спокойно вышел из штопора. Стейнленду осталось взять управление на себя и направиться к аэродрому.

И наконец, о случае из истории Великой Отечественной войны. К вечеру 6 ноября 1941 г. экипаж четырехмоторного бомбардировщика ТБ-7 (позже переименованного в Пе-8) отправился на очередное боевое задание. Сбросив бомбы на неприятельский промышленный центр и порт Данциг, командир корабля, капитан Э.К.Пусеп взял курс на восток. Через несколько часов машина приблизилась к линии фронта. Она шла в густых облаках, земли не было видно, и снижение начали по расчету времени. Однако, выскочив из облаков на высоте менее 500 м, бомбардировщик попал под ураганный огонь — оказалось, он еще находился над территорией,контролируемой противником. Вспыхнул крайний правый мотор, противопожарная система не справилась с пламенем, которое расползалось по крылу, подбираясь к бензобаку — тогда взрыв и конец!

Пусеп приказал экипажу прыгать, а сам "убрал газ моторам, выключил зажигание и отрегулировал автопилот на планирование", после чего выбросился с парашютом. Приземление ночью, да на неровную, промерзшую землю, оказалось весьма жестким — почти все получили ушибы, вывихи суставов, переломы рук и ног.

А через несколько дней на аэродром пришло сообщение — восточнее Кашина на широкую, болотистую, ровную пойму, не выпуская шасси, приземлился "большой четырехмоторный самолет с красными звездами на крыльях и руле поворота", но без летчиков. Приехавшие туда техники заменили на ТБ-7 разбитый снарядом двигатель, заделали прогоревшую часть крыла, поставили бомбардировщик "на ноги" и своим ходом перегнали его на базу. После небольшого ремонта помятой нижней части фюзеляжа бомбардировщик вступил в строй, а вот его экипажу пришлось довольно долго пробыть в госпитале. Почему и каким образом погас пожар, установить так и не удалось. Решили, что огонь сбило набегающим потоком воздуха. ■

И. ИЗМАЙЛОВ, инженер

Узелок на память ЧТО НА РОДУ НАПИСАНО ★Таинственны и непостижимы обстоятельства, при которых уходят из жизни выдающиеся люди. Говорят, знаменитый архитектор М.Ф. Казаков, украсивший Москву великолепными зданиями, руководивший составлением ее генерального плана, скончался в 1812 г. от горя — когда узнал, что она охвачена пожаром. А не менее знаменитый русский металлург П.П. Аносов, разгадавший секрет булатной стали, умер от нелепой случайности: возок, в котором он ехал, завалился, и путешественник, придавленный чемоданами, долго пролежав на морозе, простудился и умер.

*В 1780 г. граф Калиостро, якобы открывший эликсир молодости, встретился в Базеле с писателем и основателем физиогномики И. Лафатером. "В чем, собственно, состоит ваша наука?" — напрямую спросил великий физиогномист. "В словах, в травах, в камнях и в вере",— туманно ответил великий маг. Неудовлетворенный ответом, Лафатер взял Калиостро за нос, а тот, в свою очередь,— Лафатера за руку. "Даже ваш нос показывает, что вы не изобрели эликсира",— глубокомысленно изрек Лафатер. "Да/ ваша рука показывает, что ь умрете насильственной смертью",— находчиво отпарировал Калиостро. На том они и разошлись.

И что же? Спустя 21 год при взятии Цюриха один из солдат, физиономию которого любознательный Лафатер хотел рассмотреть поближе, заколол его штыком. Калиостро же, обвиненный в злостном обмане, шантаже и подлогах, был заключен в замок Святого Леона во Франции, где и умер.

*В конце 1826 г. дерптский студент А.Вульф, играя в шахматы с А.С. Пушкиным, сказал: "Холера морбус подошла к нашим границам и через пять лет будет у нас". То, что было очевидно для студента, оказалось полной неожиданностью для российского правительства. А ведь холера 1831 г. не пощадила никого — она поразила и самые знатные семьи. В течение нескольких недель унесла жизни баснословного богача графа Ст. Потоцкого, бывшей одесской знаменитости графа

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ

2 5 9 5

44