Техника - молодёжи 1995-04, страница 59

Техника - молодёжи 1995-04, страница 59

формы легко может отразиться на содержании.

Но правил, знаете ли, во все времена хватало, а люди как учились на собственных ошибках, так и учатся. Видимо, такова природа человеческая. А еще говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать...

И тогда у одного из участников встречи — Уэйна Лайтла — родился остроумный и дерзкий план. Он задумал показать пример визуализации, не основанной ни на чем. Многие годы Лайтл работал в теоретическом центре при Корнеллском университете, помогая ученым создавать с помощью программного пакета Viz-O-Matic движущиеся картинки. Среди них гравитационные карты Фобоса (одного из спутников Марса), вращение планет вокруг пульсара, лазерная вспышка, разрушающая глазную опухоль... В программе-пародии Лайтл хотел собрать воедино все встречающиеся на практике ошибки и представить их в карикатурном виде.

Он воспользовался тем же Viz-0-Matic и двумя программными обеспечениями: традиционным Wavefront и своим собственным — Animation Development Environment (буквально "анимация развития окружающей среды"). Несколько месяцев работы — и вот итог: нечто вроде мультика продолжительностью в 1 мин под невинным назва-

... превращающаяся в красочный ландшафт...

... превращающаяся в красочный ландшафт...

VIZ-O-MATIC

ю ad data J

visualize |

interkhatt |

| enhance data

annotate [

create titu |

narrate |

0 5

to n

r~

gu tunes'.

нием: "Опасности мерцания и другие особенности визуализации".

...Сперва, как и положено, загрузка данных: на черном экране появляются белые цифры. Просто 30 чисел — результаты некоего исследования. Представить их графически можно в любом виде, но ученый-эстет, конечно же, выбирает не самый четкий и осмысленный, а самый эффектный: трехмерный ландшафт, где высоты отдельных точек соответствуют исходным числам. Хм! Смотрится, но пока не очень. Вот если еще сгладить контуры, чтоб получилось этакое подобие холмистой местности... Фактически на этой стадии первоначальный смысл введенных в машину данных утрачивается, но увлекшемуся специалисту уж не до них: впереди настоящий "бал красоты". Уровень "мерцания" (glitziness) доходит до 5,6 — ландшафт расцвечивается яркими красками, алые вершины гор плавно перетекают в желтовато-зеленые низины и голубенькие озера... Одновременно поднимается один из горных пиков и углубляется одна из впадин (то есть от зыбкого соответствия картинки исходному материалу вообще ничего не остается). Glitziness

...и последний этап: ничего не значащие снежные хлопья, глупейшие "пояснительные надписи", несуразный временной масштаб и безразмерная цветовая шкала. Еще несколько секунд — и картина бешено завертится, будто стремясь выскочить из экрана...

усиливается до 8,4 — пейзаж начинает слегка качаться, на склоны падают густые снежные хлопья (они, правда, уж совсем ни к селу ни к городу, но как зрелищно!).

А кстати, о чем это мы? Ах, ну, конечно, результаты визуализуем. Кажется, не помешали бы пояснительные надписи. И они послушно вспыхивают: рядом с самой глубокой впадиной — "озеро", около снежной тучи — "прохладный вихрь" (sic!), под осью абсцисс — "ось" (весьма конкретно, не так ли?), возле разлинованной квадратиками плоскости yOz — "решетка" (видимо, специально для тех, кто сам не догадался, на что она похожа). Внизу — индикатор времени, измеряемого в гуголсекундах (ну а в чем же еще?!), и шкала цветности: от 0,14 до 0,22 неизвестно чего. Предваряемый звуками нудной и навязчивой музыки, рождается общий заголовок — длинный, перегруженный терминологией и смутный по смыслу. Раздается гундосый голос, бубнящий нечто серьезное и маловразумительное. Наконец, "мерцание" переваливает за 10 — окраска ландшафта переходит в фантасмагорическое сияние, цвет фона колеблется от одного режущего глаз оттенка до другого, вся местность начинает жутковато вращаться, и... стоп-машина. Загорается надпись: "Glitz-буфер переполнен. Перезагрузитесь". Конец фильма.

Премьера лайтловской пародии на виртуальную реальность состоялась в августе 1993-го на очередной конференции SIG-GRAPH, устраиваемой ежегодно и посвященной исследованиям в области компьютерной графики. Собравшиеся пришли в бурный восторг. Многие не без смущения вспомнили кое-какие эпизоды из собственной практики... Общее мнение оказалось единодушным: ролик Лайтла — отличное наглядное пособие по теме: "Как не надо делать научную визуализацию" Джоэл Веллингтак и сказал: "Удивительная штука! Я думаю включить ее в программу своих семинаров".

Сам автор был краток: "Надеюсь, зрители не только посмеются, но и дважды подумают, дабы впредь самим не совершать подобных ляпсусов". ■

По материалам зарубежной печати

ятности... И только старшее поколение — видимо, по укоренившейся привычке к несчастьям — ни на что не жаловалось. Впрочем, по Библии, родителей виновного и не трогают, а наказуют лишь первую тысячу последующих поколений...

В общем, произошла типичная ПОРЧА, или биоэнергетическая блокировка жизнедеятельности. Статистика несчастий была столь впечатляющей, что все бросились искать некоего таинственного злоумышленника, пока наконец программисты не сознались в нарушении лицензионного соглашения.

Дальше было проще. Просмотревши внимательно исходные документы лицензии, обнаружили, что название фирмы-изготовителя составлено... из символов четырнадцатого аркана Таро. Для непосвященных: арканы (лат. arcanum — тайна) Таро, или Священная книга Тота, — древнейший кодекс египетских оккультных воззрений, авторство которого приписывают Гермесу Трисме-гисту. Его тайные знания зашифрованы в символике карт Таро — иллюстраций к арканам. Тема четырнадцатого аркана — время, умеренность. Так вот, вывод экспертов гласил: частоты информационной энергетики, принесшей несчастья, полностью соответствуют частотам, на которых "работает" фирма-продавец.

Каково? Может, скажете, мистика? Не исключено. Но вот что любопытно: в лицензи

онном соглашении имелось хотя и завуалированное, но все же вполне конкретное предупреждение. Покупатель пакета заведомо восхвалялся там как истинный джентльмен. Нарушая соглашение, он вступал в противоречие с этой информацией, то есть опровергал своими действиями свои же достоинства. Хвалили умного, умный нарушил правила игры — стал глупым. Хвалили преуспевающего удачливого покупателя, а тот стал фактически вором — и потерял удачу, а заодно и здоровье. Или, скажем, некто крадет копии дискет — тогда он пострадает вместе с хозяином, давшим слово хранить их. Вот и вся мистика.

А если без оккультизма, то произошла очень простая вещь. "Мы" и "они" наконец-то встретились. У "них" — желание производить, продавать и иметь с этого законную прибыль. У "нас" же — привычка не ждать милостей, а брать их. И каких еще "милостей" дождемся мы от привыкших защищать себя западных производителей — даже подумать страшно. Ведь тот же Казахстан в лице своих организаций закупил множество лицензионных пакетов и подписал массу лицензионных соглашений, аналогичных тому, о котором шла речь. Хранятся эти пакеты в заведомо доступных (по крайней мере для "своих") местах — значит, их непременно хотя бы один лишний раз скопируют. Кто-нибудь из сотрудников нарушит условия продавца — где гарантия, что его здоровье и благополучие не

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 4 5 9 5

пострадают? Конечно, можно не верить тому, что я рассказал, и считать это шуткой дурного тона. Но, честное слово, поплатившимся за собственную недобросовестность программистам уже не до шуток. А для остальных это — ПРЕЦЕДЕНТ.

Мораль читателю ясна: если нечем платить за лицензионные пакеты программ, то — либо не воровать вовсе (но, боюсь, желающих последовать такому совету найдется немного), либо — воровать... ну, хорошо, хорошо, — ЗАИМСТВОВАТЬ математическое обеспечение для своих компьютеров только у тех, кто не удосужился или не сумел его защитить. Например, у Верхней Вольты, Мозамбика, Никарагуа. Эх, жизнь...

P.S. Вообще-то я сам программист, и, разумеется, у меня тоже нет сотен и даже десятков долларов на покупку лицензионных пакетов. Приходится пользоваться тем, что на Западе уже не нужно. Отдельное спасибо хаккерам (взломщикам программной защиты). И еще один совет собратьям по профессии: посматривайте все же на каббалистические значки в фирменных логотипах. Не берите того, что кажется слишком плохо лежащим. А если вдруг почувствуете утерю интереса к жизни или иное систематическое недомогание, то, может быть, стоит просто стереть некоторые особо ценные пакеты программ, и все наладится само собой. Желаю успехов! ■

VIZ-O-MATIC load data )

visualize i

interpolate

0

I

glitziness

enhance одта ann«ffatt | create title | NAftRA't |

10 1Г

41