Техника - молодёжи 1996-07, страница 18

Техника - молодёжи 1996-07, страница 18

Вопрошает. :-< Опечален.

Деформированные гримаски

Сиз ененнымносом:

:•) Пьян.

:") Нос сломан.

:v) Нос сломан в другом направлении.

: J Нос сдвинут резко вбок.

:о) Клоун.

:и) Смешной нос (левый).

:п) Смешной нос (правый). С изменен ыми глазами:

%-) Сидел, уставившись в экран 15 часов кряду.

8-) В( емных) очках.

О-) Циклоп, или в подвод ои маске.

.-) Крив на один глаз.

,-) Подмигивающий одноглазый.

д-) В пенсне.

Сдопол ите ьными признаками:

В:-) Сочками на лбу.

8:-) Маленькая девочка.

:-)-8 Большая девочка.

:-{) Усатый.

:-#) С густыми усами.

{:-) В парике.

}:-) В парике надетом наизнанку.

Несет чепуху.

:—) Озяб.

-:-) Панк.

':-) Сбрил одну бровь.

,:-) Сбрил другую бровь.

О:-) Ну просто ангел. С=:-) Повар.

*<:-) В шапке Деда Мороза.

8:-) Волшебник.

@:-) В тюрбане.

:-)) С двойным подбородком.

>:-) Сущий демон, дьявол.

(:-) Большая улыбка

+:-) Священник.

:-)Х В галстуке-бабочк

Разное

(-: Левша.

[:] Робот.

:-{) Намазался губной помадой.

:'-( Плачет.

3:] Дуется.

3:[ Очень обиженная физиономия.

(:1 Яйце оловыи < :-1 Тупица.

:-: Мутант.

Х-( Помер.

Смайлики-миниатюры

:) Стандартная улыбка.

Вопит. :D Смеется. :1 Задумался. :( Грустный, огорченный. :[ Совсем плохой. :0 Громко говорит. :» Чмок, оцелуи

Несколько смаиликов или их элементов в разных сочетаниях образуют супер-гримасу. Например: С=)>;»{)) Пьяный усатьи грозный повар в парике и с двойным подбородком.

По каналам сети циркулирует множество текстов с симпатичными (и не очень) гримасками. Те, что вы здесь видите, взяты из списка, составитель которого, к сожалению, на неизвестен. Но если он прочтет эти заметки, то пусть ощутит вместе с гордым сознанием своего приоритета также и нашу смиренную благодарность. 8-) И

Не успел вошедший поудобнее расположиться в кресле, а радушный хозяин уже хлопочет: так, перво-наперво отделить голову визитера от тела; затем лихой надрез наискосок — от лба до затылка, — и с черепа сыплются волосы. Остается стянуть кожу, положить ее в сторонку — дело сделано. Лицо посетителя предстает взору в чистом виде, освобожденное от всего лишнего и наносного. С минуту хозяин изучает подлинные черты того, кто к нему пришел, затем удовлетворенно хмыкает и запирает очередной экспонат своей коллекции в ящик...

...виноват, обмолвился: закладывает в память компьютера. А то читатель, не дай Бог, подумает, что перед ним горячий репортаж из живодерни. Представляем господина вивисектора: НиколаусТройе, биолог, сотрудник Института биологической кибернетики при Обществе имени Макса Планка (Тюбинген, Германия). И скальпирует он своих гостей отнюдь не тесаком и не кухонным ножом, а при помощи лазерного сканера — быстро и бескровно. Цель подобных операций — выяснить, как человеческий мозг узнает знакомые лица.

Уже несколько лет такими исследованиями занята большая группа специалистов института во главе с его директором Генрихом Бюльт-хофом. Исходные данные: мозг справляется с визуальной идентификацией примерно за 0,1 с; структура, непосредственно за нее отвечающая, расположена в задней части правого полушария (пациенты, у которых она повреждена, не узнают даже родную мать); опознание с высочайшей степенью точности гарантировано при любой позиции головы опознаваемого и любом выражении его лица. Вопрос: каков механизм?

Естественно полагать, что мозг сопоставляет изображение объекта с неким эталоном, хранящимся в памяти. Так что же именно там хранится, каким путем и в каком виде туда попадает?

Компьютерные модели, созданные Бюльт-хофом и его коллегами, как раз и дают ответ — по крайней мере, один из возможных. После того как доктор Тройе с помощью сканера обмерит голову и скопирует ее контуры, а видеокамера зафиксирует цвет и поверхностную структуру лица, с электронного изображения удаляют волосы, кожу и плечи. Следующая задача — выбрать индивидуальные диагностические признаки, наиболее подходящие для опознания. Какие данные нужно загрузить в машину, чтобы она запомнила данного человека и ни с кем его не спутала?

Одним из лучших маркеров оказался профиль. По мнению Тройе, это объясняется тем, что в мозгу изначально присутствует информация о билатеральной (двусторонней) симметрии человеческого лица, так что для безошибочного узнавания достаточно его половинки. А что конкретно нужно знать о ней? Некоторые исследователи считают, что в память компьютера необходимо заложить все пространственные характеристики объекта: мысленно поворачивая его и разглядывая с раз

ных сторон, машина соберет из получившихся проекций объемную картинку, сравнит ее с имеющимся стереоэталоном и «наложит резолюцию»: Федот или не тот.

По Бюльтхофу, сей метод хорош для скорых разумом промышленных роботов. Но так ли на самом деле работает мозг с его очень емкой памятью и не слишком высокой производительностью? Конечно, объекты окружающего мира трехмерны (кто же спорит!), но копии-то их на сетчатке плоскостные! Чем снова суммировать множество проекций в одно стереоизображение, не проще ли запомнить непосредственно их? Причем свести их число к минимуму — то есть выбрать самые информативные, чтобы не делать лишнюю работу.

Именно такую модель разработал Томазо Поджо, руководитель Центра биологического и компьютерного обучения при Массачусетсском технологическом институте (США). По выкладкам ученого, мы запоминаем любой объект в виде серии двумерных картинок, запечатлевающих его с разных точек зрения. Опознание же производится путем интерполяции.

Группа Бюльтхофа экспериментально подтвердила концепцию Поджо. Людям, участвовавшим в опытах, предъявляли ряд предметов вроде канцелярских скрепок, согнутых и разогнутых различным образом. Спустя какое-то время их демонстрировали подопытным вторично, но под другим углом. Если последний превышал 30° — идентификация не удавалась. Что ж, все ясно: будь эталонная картинка в памяти объемной — как ни поворачивай не счастную скрепку, мозг тут же воссоздаст ее подлинную пространственную структуру. Ну а на нет, как говорят на суде, и суда нет.

Поджо не ограничился теоретической моделью: вместе с Апексом Пентлендом, сотрудником лаборатории средств массовой информации того же Массачусетского технологического института, он создал «двумерную» программу электронного опознания людей. Работает она так. Некое лицо, которое компьютер должен запомнить, «разлагается» на гигантский ряд образов-проекций. Из них отбираются так называемые Eigengesichts — этим изящным жаргонизмом пользуются в институте Бюльтхофа. Дословно он означает «частные лица» (eigen — по-немецки собственный, свойственный, своеобразный, особенный; для мировой научной литературы можно бы предложить грекоязычный термин «идиофизиономия» — чем плохо?). Первое из них — просто некое усредненное лицо; остальные подчеркивают наиболее характерные черты данного индивида, отличающие его от всех остальных.

Иными словами, любое реальное человече ское лицо преобразуется в совокупность условных элементарных единиц, с коими в дальнейшем и сравнивается. В памяти компьютера каждая представлена цифровым кодом. Программа Поджо — Пентленда, следовательно, намного упростила саму задачу опознания: еще недавно считали само собой разумеющимся, что придется загружать в ЭВМ местоположения десятков тысяч точек, сотни градаций серого тона — ведь очень важно, как на

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 7 ' 9 6

16