Техника - молодёжи 1998-10, страница 8

Техника - молодёжи 1998-10, страница 8

из истории идей

Существует пространная классификация форм неопознанных летающих объектов — тех из них, которые можно считать не оптическими феноменами или атмосферными явлениями, а именно твердыми телами. И, однако же, первая ассоциация на аббревиатуру НЛО — «летающая тарелка». Так что не удивительно: в рассказах о летательных аппаратах дисковой формы, созданных уже людьми, всячески обыгрывается тема их «внеземного» происхождения. Следы инопланетной технологии ищут даже там, где она и «не ночевала». В этом отношении, пожалуй, наиболее характерны история канадского (а вот как его

назвать — самолета? турболета? аппарата на воздушной подушке?) VZ-9V «Avrocar» и легенды, им порожденные.

ЗЕМНЫЕ КОРНИ «КОСМИЧЕСКИХ» КОНСТРУКЦИЙ. Внешний вид совершенной машины определяется ее конструкцией, условиями работы, словом, — функциональностью. Тем более это относится к аппаратам летательным. Многочисленные добросовестно заблуждающиеся или более или менее добросовестно отрабатывающие оклад «специалисты», отрицающие существование НЛО (отсюда ясно, что автор существования НЛО не отрицает, ибо доверяет своим глазам), не могут, однако, объяснить элементарного вопроса: почему именно «тарелка»? Даже если речь идет о коллективных галлюцинациях — те без оснований не бывают! Почему мы охотно приписываем инопланетным кораблям дисковую форму?

Не потому ли, что она, действительно, наиболее рациональна для полетов в атмосфере и космосе?

ДОСТОИНСТВА ОЧЕВИДНЫЕ И НЕВЕРОЯТНЫЕ. Облик космического аппарата формируется стремлением изолировать его «начинку» от «поражающих факторов космического пространства» (официальная терминология). Любая защита, естественно, тяжела, и потому ее хочется иметь поменьше, а защищаемый объем — побольше. Лучше всего этому требованию отвечает сфера: минимальная поверхность при заданном объеме.

Однако над планетой, в ее атмосфере, ситуация меняется. Появляются выделенные направления: вперед-назад и вверх-вниз. В первом желательно минимизировать сопротивление, во втором — наоборот, получить максимальную аэродинамическую силу. Как быть — ведь шар со всех сторон одинаков?

САМАЯ СКАНДАЛЬНАЯ СХЕМА

Сергей i АЛЕКСАНДРОВ

Очень просто: сплюснуть его в линзу, диск, «тарелку»! Тем более, что в продольном (или в поперечном, не важно) сечении получается вполне приличный крыльевой профиль. Круглая в плане форма дает еще два преимущества. Первое — устойчивый полет

на ЛЮБОМ угле атаки, вплоть до 90°, что исключает штопор даже на самых малых скоростях. Это достоинство схемы хорошо известно и неоднократно отражено в публикациях нашего журнала еще с 1963 г.!

Второе, до конца еще не осознанное (хотя ему «ТМ» тоже уделяла немало места) — сопрягаемость дископла-на с самыми разными традиционными спосо-б а м v

большой вращающийся диск-маховик. Со времен Эйнштейна известно, что, в зависимости от направления вращения, вес ротора с осью, ориентированной по местной вертикали, уменьшается, либо увеличивается. И хотя сочетание размеров и скорости его вращения для современной техники запредельно, работы в этом направлении ведутся уже не первое десятилетие. До полетов еще далеко, но существенное обезвешивание ротора — уже не новость.

Еще вариант — движительные системы, тяга в которых создается за счет взаимодействия генерируемых ими и существующих физических полей. Всевозможные проекты «полевых» двигателей имеют одну общую черту — сравнимые с размерами корабля кольцевые токопро-воды, либо соленоиды, создающие определенным образом ориентированное магнитное поле. Его форма в разных изобретениях различна, но если такой аппарат подгонять под атмосферный полет — все равно получается диск.

Понятно, что для «полевых» кораблей не нужны ракеты-носители, значит, — нет и их габаритно-компоновочных ограничений.

И наконец, схема, реализованная в конструкции нашего героя «Аврока-ра» — система сопел, через которые под нижнюю поверхность диска отбрасываются выхлопные газы турбореактивных двигателей и подается сжатый компрессорами воздух. Вот теперь об этом — поподробнее.

«ГИБРИД ЕЖА С УЖОМ». Самолеты начала 40-х гг. очень похожи — вершина

создания подъемной силы.

Самое простое — эффект Коанда; при определенных условиях поток газа над поверхностью как бы прилипает к ней. Подаем из специальных сопел воздух над верхней выпуклой поверхностью «тарелки» и получаем подъемную силу: за счет уменьшения давления над корпусом (закон Бернулли) и реактивной тяги отбрасываемого вниз воздуха... Правда, до сих пор построить работоспособную машину по такой схеме не удалось.

Посложнее — разместить в корпусе

поршневой авиации. Но уже вторая половина этого десятилетия, а особенно — 50-е — настоящее буйство фантазии конструкторов. Наверное, даже в эпоху пионеров авиации не было такого разнообразия компоновок и форм — освоение реактивных двигателей, штурм звукового и теплового барьеров, ракетное оружие, растущая насыщенность воздушных кораблей радиоэлектроникой... И вертикальный взлет.

Одним из способов обеспечения последнего и сегодня рассматривается воздушная подушка, и именно на нее

Т Е X Н И К А - М OJl М Е Ж И