Техника - молодёжи 2003-01, страница 36

Техника - молодёжи 2003-01, страница 36

п

н

ы

Юрий ЕРМАКОВ, заслуженный изобретатель РСФСР, доктор технических наук, профессор, почетный работник высшего образования РФ

ВОЛЖСКАЯ РОКАДА

(Окончание. № 2154708, 2000 г.) товарищей юнко-

( Окончание.

Начало в № 11 за 2002-й год)

Вторник 17 марта 1942 г.

На фронтах особых изменений не произошло. В Мурманске состоялось торжественное вручение английских орденов советским летчикам-североморцам. Генерал-лейтенант Макфар-лан, глава английской военной миссии в СССР, после исполнения гимнов «Интернационал» и «Славься, Британия» произнес лаконичную речь сначала на английском, затем на русском языке. «По приказу моего короля я имею великую честь вручить ордена четырем вашим товарищам: майору Б.Ф. Сафонову, капитану И.К. Туманову, капитану А.Н. Кухаренко и капитану А.А. Коваленко, заслужившим их в борьбе с общим врагом народов Великобритании и Советского Союза. Этот торжественный момент укрепляет дружбу между великими странами. Мы сражаемся вместе и будем продолжать нашу борьбу до полного разгрома общего врага человечества, какими являются фашистские захватчики».

Государственный Комитет Обороны после изыскательных работ утвердил проект Волжской рокадной железной дороги, более чем 1000-кило-метровой магистрали от Сталинграда до Саратова и далее к Сызрани, Ульяновску и Свияжску (рис. 1). Решение о ее сооружении было принято 23 января 1942 г.

Рельсы с Тынды

Согласно проекту, южный 340-кило-метровый участок трассы начинался от Иловли, шел к Петрову Валу и оттуда на Саратов. Срок пуска его первой очереди Иловля — Петров Вал, протяженностью 136 км, а с учетом станционных путей свыше 150 км железнодорожного полотна, был установлен жесткий — 1 октября.

Сооружение магистрали было поручено коллективу Волгожелдорстроя во главе с Ф.А. Гвоздевским, известным транспортным строителем. Перед войной, когда были развернуты изыскания Байкало-Амурской магистрали (с 1930 г.) и прокладывались соединительные линии от Транссиба к Тынде и Ургапу, Федор Алексеевич возглавлял БАМпроект, позднее был начальником Желдорпроекта.

И вот наступил суровый момент, когда пришлось своими руками разбирать построенное великим трудом — катастрофически не хватало рельсов военной дороге. Единственный выход — разобрать рельсошпаль-ные клети далеко на Востоке и доставить их к Сталинграду В Тынду отправился путеразборный поезд (патент

товарищей ногова Б.Г., Ильинского В.И. и Марго-лина А.И. из Научно-внедренческого центра «Путевые машины». В апреле там еще лежал снег. Чтобы оторвать рельсошпальное звено от балласта, приходилось вручную приподнимать каждую шпалу лапой. После этого пу-теразборочный кран УК — 25/9 (длина звена — до 25 м, грузоподъемность 9 т) подходил к расстыкованному звену и, захватив за головки рельсов, отрывал его от балластной призмы. Затем каретка со звеном, отъезжая по траверсе крана, опускала его на платформу, укладывая в пакеты по 6 штук. Их отвозят на площадку разборки. Нехитрое устройство состоит из портала 1 с механизмами разборки и тележки 2, на стойках которой уложено звено 3 (рис. 2). Вот она подается под портал, головки рельсов 4 проходят над направляющими роликами 5, и тележка останавливается так, что шпата 6 оказывается под башмаком гидравлического цилиндра 7. Трехзвенные кронштейны 8 выдвигаются гидроцилиндрами под края шпалы, а клещевые захваты 9, похожие на ножницы, заводят от гидроцилиндра зубья под подкладки рельсов. Когда зубья вклинились под края подкладок 10, несколько отжав их вместе с костылями от шпалы, в дело вступает гидроцилиндр 7 отдавливания шпалы. Та медленно отделяется от рельсов, удерживаемых за головки роликами 5, и опускается на кронштейнах 8, поджимаемая к ним рычагами 11. Вот она опустилась уже настолько, что в клещах остались подкладки вместе с вытащенными костылями. Клещи раскрываются, и детали скрепления падают с малой высоты на шпалу. Их затем сортируют на годные и негодные.

После того как шпала опустилась на продольные балки тележки, последняя сдвигается на шаг, и процесс повторяется. Когда рельсы полностью освободятся от шпал, тележка с разобранными элементами верхне

го строения пути отгоняется на сортировочную базу. Ее место занимает следующая. Производительность — одно звено в час: 50 шпал, сто подкладок, две накладки, два рельса стандартной длины 12,5 м. Получается, что устройство с учетом профилактических остановок

разбирает в сутки полкилометра рель-сошпальной решетки. В месяц — 15 км пути. Очень, очень мало! Десять месяцев уйдет на то, чтобы обеспечить материалом участок Иловля — Петров Вал. Даже при параллельной работе, когда демонтированные рельсы с Тынды укладывают сразу после доставки на полотно Иловли, окончание работ выходило к следующему году, срок же — 1 октября 1942 г. Забегая вперед, скажем, что сложившаяся на Южном фронте обстановка потребует ужесточения этого срока почти на два месяца.

Весна в тот год на юге выдалась холодной. После долгой зимы с сильными метелями и заносами установилась затяжная весенняя распутица. Разлив Иловли, в долине которой проходила трасса, усугублял трудности по отсыпке полотна. Строители смогли лишь приступить к прокладке автодорог для доставки насыпных материалов, и то в конце марта.

Среда 25 марта 1942 г.

Проживающий в США композитор С.В. Рахманинов переслал в Фонд

Условные обозначения: Вновь построенные жвпвзнодорожныв линии Участки где проведены работы по усилению пропускной способности Линия фронта к 19 ноября 1942 г.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 2003

34