Техника - молодёжи 2003-02, страница 63

Техника - молодёжи 2003-02, страница 63

нах ручной — не конный, заметьте — привод перемещения, но Мартини более детально проработал конструкцию, предусмотрев рычажный механизм поворота полуосей колес - те же рулевые тяги поворотных рычагов современного автомобиля. У Леонардо колеса не поворачиваются, зато все приводы и экипаж закрыты ограждением — и впрямь, первый танк. Но разве фашины, защищавшие катапульты, имели не ту же функцию — укрывать нападающих от камней и смолы осажденных? Знаменитый воздушный винт, датированный 1488 г. (рис. 3, а), использовался в игрушке, изображенной в манускрипте Мариано Джокоба, 1430 г. (рис. 3, б). Пирамидальный парашют, 1490 г. (рис. 4, а), считай, скопирован с эскиза неизвестного итальянского инженера (рис. 4, б). «Итак, идея парашюта, — пошутил Кетсир, — витала в воздухе» («...the Idea of parachute was also «in the air»). Тойн Кетсир производит приятное впечатление: высокий, спокойный, внимательный, светловолосый человек в очках, не лишенный чувства юмора он представляет международный комитет по машинам и механизмам — УТоММ. «Когда идеи витают в воздухе, они приходят на ум нескольким людям одновременно», — перефразировал Т.Кетсир известное изречение Ф.Энгельса.

Возможно, Леонардо не знал о некоторых изобретениях своих предшественников. Книгопечатание в ту пору находилось в колыбели (лат in cunabulum). Первая книга в Италии была напечатана

в 1465 г., через 15 лет после «Библии» И.Гутенберга. К тому же гений Возрождения недостаточно хорошо владел латынью — тогдашним языком европейской науки... Профессор Кетсир высказал здравую мысль о чрезмерной героизации великих личностей и приписывании им чужих достижений. Разгорается дискуссия: кто же добровольно отдаст дяде свои идеи? Скорее наоборот, сами знаете, сколько авторов у иного авторского свиде ельства. Кетсир прав: при жизни не отдаст, а когда автора не стало, документы затерялись, другие люди приписывают его деяния своим землякам. Такие историки ничего не теряют (кроме профессиональной честности), более того, даже выигрывают — смотрите, мол, каких гениев растит наша нация!

Непредвзятый историк И.В. Машошин (КГТУ) в докладе < Основные направления развития техники в Европе позднего средневековья» объективно показал технические достижения XVI — XVII вв., подготовившие промышленную революцию: развитие винтовых механизмов (даже книгопечатание им обязано), мельничного колеса — до турбины; совершенствование горного дела и переработки руд, особенно серебросодер-жащих выделение серебра с помощью свинца — зейгерование и с помощью ртути — амальгамирование (с 1567 г.); наконец, применение очищенного до кокса каменного угля в металлургическом роизводстве XVII в.

Такие же процессы шли в России.

Подтверждением тому служат рудотол-чейныи завод-автомат Н.Д. Фролова с приводом от водяного колеса (1764) и паровая машина двойного действия И.И. Ползунова (1766) на Алтае. Но полный успех достается тому изобретателю, ученому, испытателю, кто ставит последнюю точку на историческом пути развития теории, машины, изобретения... «Вот потому столь важна история технических наук, — подчеркнул председатель секции «История науки и техники» проф. А.А. Головин, — что именно она способна расставить по порядку, в хронологической последовательности этапы создания машины, изделия, способа, вещества; ответить на вопросы типа: «Кто изобрел электрическую лампу — П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин или Т.А. Эдисон, почетный член АН СССР (1930)?»; «Кто первый осуществил крекинг нефти — В.Г. Шухов или американец Вильям Бартон?»; «Кто изобрел радио — А.С. Попов или Г.Маркони, лауреат Нобелевской премии 1906 г.?».

На этом заканчиваем наши заметки о научной конференции на Курской земле. Славна ее история героями — от князя курского и трубчевского Всеволода Святославовича, ходившего вместе с братом Игорем в поход на половцев в 1185 г., до героев Отечественной воины и мирного времени; славна первым победоносным салютом в честь разгрома немцев на Курской земле, 60-летие которого мы отметим 5 августа с.г. ■

Как часто высоконаучные предложения упираются в тупик из-за отсутствия конкретных конструктивных решений, снимающих те или иные технические проблемы! А.Осокин в статье «Фабрика на борту» («ТМ», №4 за 2000 г.) пришел к выводу: атомарный водород нужно не хранить на борту ракеты, а производить прямо в двигателе. Но — ГДЕ ИМЕННО в двигателе?

Хорошо известно, что атом водорода в одиночестве становится слишком активным и быстро находит «пару», например, озон (Оз). Происходит это сразу на выходе из форсунки, где можно наблюдать бурную «свадьбу», сопровождаемую шумом и потоком света: в зоне реакции температура пламени может достичь 7000°С! Знал бы Андрей Осокин, что таких атомарно-водородных форсунок я к 1993 г. «налепил» два десятка... Кстати, энергии они берут очень мало — 10 Вт/м ' атомарного водорода.

Вообще-то свои форсунки я делал для замены мазутных, которыми на тепловых электростанциях угольная крошка подогревается перед подачей в топку. Мазутные форсунки требовали много кислорода, часто ломались, да и сам мазут в ту пору подорожал. Тогда я вспомнил о своем изобретении — запальной свече (авторское свидетельство SU

1302359 от 1987 г.); водород же «производился» на месте, прямо в форсунке!

Как это происходит? Расскажу на примере запальной свечи. Горючее (очень мало, буквально по капельке!) через штуцер 3 и регулятор, состоящий из клапа-

ПРОИЗВОДИТЕ

на 5 и перемещающего его электромагни- О та 4, подается в зону искрового разряда между электродами 1 и 6 (2 — изолятор).

Энергии электрической искры достаточно для разложения горючего на от- х дельные атомы, а состоит оно, как известно, из углерода, водорода и кислорода. К тому же атомы эти активированные, _ со свободными местами на внешних уровнях электронной оболочки, то есть — более активные. Выйдя из ра-^^ бочей полости форсунки, эта

О смесь начнет бурно реагировать как между собой, так ис н окружающим веществом, S воспламеняя топливную смесь в цилиндрах ДВС.

Форсунка, конечно, устроена похитрее. Испытания (от которых, к сожалению, остались только плохие фотографии...) показали, что при включении электрического тока длина факела вырастает втрое.

Сделал я форсунки, но этим все и закончилось: сменилось руководство предприятия-заказчика, пропал интерес к новшеству... И так повторялось не однажды — эдакий «российский парадокс»: нужно всем — и никому... Но продолжаю надеяться, что мое изобретение все-таки заинтересует двигатели-стов и энергетиков. ■

Юрии ПОПОВ, изобретатель Рис. Михаила ШМИТОВА

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 2 ' 2 0 0 3