Техника - молодёжи 2007-11, страница 26

Техника - молодёжи 2007-11, страница 26
Историческая серия

«Хризантема» для маршала

...Вообще-то Сергей Павлович Непобедимый собирался делать совсем другую ракету.

«Систему, - говорит бывший генеральный конструктор Коломенского КЕМ, - надо с самого начала задумывать так, чтобы она через 15 лет не устарела, а через 25 была пригодна для модернизации!» Заглядывая в будущее, Непобедимый уже 25 лет назад был убеждён, что перспективные ракетные комплексы должны бить танки сверху, поскольку, с одной стороны, ракеты, гарантированно вскрывающие лобовую броню, не очень транспортабельны, а с другой стороны, защитить так же эффективно крышу танка физически невозможно... Но для таких ПТУРов уже не годились ни лазерные, ни радиокомандные, ни - тем более - проводные системы управления, нужно было что-то совершенно новое. Сергей Павлович заинтересовался даже телепатией, но решение, в конце концов, обнаружилось в другой области. Однако - пока только принципиальное, на уровне подтверждения физического эффекта, и до опытных образцов было ещё очень далеко...

Но работа была прервана в самом начале.

Летом 1981 г. по белорусским полям прокатился вал общевойсковых учений «Запад-81». Организаторы перестарались с показательной стрельбой, и перед министром обороны Д.Ф. Устиновым встала настоящая стена пыли и порохового дыма. Дмитрия Фёдоровича, однако, эта демонстрация огневой мощи совсем не обрадовала: а как, спрашивается, на таком поле боя будут работать лазерные системы наведения и целеуказания, которые - при его активном участии -широко внедрялись во всех родах войск?

Заявления, что в реальном бою столько пыли не будет, маршала (и многолетнего руководителя оборонной промышленности) только разозлили, и Устинов потребовал найти техническое решение. Поручили это Непобедимому...

Раз надо срочно, решение было одно - радиоуправление. Но ведь переход от радиоволны к лазерному лучу был не случаен: помимо компактности аппаратуры и неизбежности использования в радионаведении высоких частот, опасных для своих, значительно более короткие оптические волны давали и меньшее расхождение управляющего луча, что повышало точность стрельбы. Для

сохранения точностных характеристик требовался переход на субмиллиметровые волны, атакой аппаратуры, пригодной для использования в Сухопутных войсках, в СССР ещё просто не было.

Комплекс всё равно получался тяжёлым, возимым. Для повышения эффективности было решено - на случай ясной погоды - оставить и лазерное наведение. Так появился первый в мире двухканальный ПТРК.

Стендовый образец микроволнового канала заработал уже в 1984-м, но... по результатам испытаний его пришлось полностью переделывать. Не только из-за всеобщего развала до серии комплекс, названный «Хризантемой», дошёл лишь через 15 лет..

Итак, противотанковая управляемая ракета 9М123-2. Несмотря на определённые схожие детали, называть её продолжением «Штурма» неправильно - унаследованы, собственно, только боковые сопла маршевого двигателя да форма несущих крыльев. А вот аэродинамическая схема - нормальная, крылья-у центра масс, рули - сзади, на приборном отсеке.

Кстати, сами рули (как обычно, в одной плоскости; плоскость маневра определяется углом поворота вращающейся вокруг продольной оси ракеты) - малоизвестный национальный приоритет. Они сделаны в виде решётки из тонких сверхзвуковых профилей, стоящей поперёк воздушного потока. Такое решение сочетает компактность в сложенном виде (ракета стартует из ТПК) и высочайшую аэродинамическую эффективность в рабочем положении. Решётчатые стабилизаторы давно нашли применение на тяжёлых баллистических ракетах, а рули одновременно с «Хризантемой» появились на новейшей ракете «воздух-воздух» Р-77.

Приборный отсек стал значительно массивнее - в него пришлось «утаптывать» и радиоприёмник, и лазерный, и рулевые машинки. Но впереди им места, собственно, не нашлось - огромная надкалиберная боевая часть вызывает уважение одним только своим видом! Тандемная кумулятивная БЧ ракеты 9М123-2 пробивает 1,1 - 1,2 м брони ЗА динамической защитой. А 9М123Ф-2 комплектуется БЧ объёмно-детони-рующей (той самой, которую не слишком грамотные «комментаторы» называют «вакуумной»...).

Но, хотя ракета нового комплекса сильно «поумнела», главное остаётся в боевой машине 9П127-2. Комплекс общей массой около 3 т штатно монтируется на шасси БМП-3 (следовательно, может плавать со скоростью 10 км/ч и стрелять с воды). Экипаж - два человека, механик-во-дитель и оператор. На шасси размещаются автоматическая боеукладка на 15 ракет, спаренная выдвижная пусковая установка, аппаратура управления.

В любую погоду радиолокатор с выдвижной антенной, работающий в диапазоне 100- 150 Ггц, позволяет стрелять по целям наземным, движущимся со скоростью 10 - 60 км/ч, воздушным (до 340 км/ч), надводным, радиоконтрастным неподвижным. Впервые в ПТРК стрельба происходит автоматически: комплекс САМ обнаруживает цель с заданными параметрами, готовит ракету, управляет её полётом... Оператору остаётся принять решение и нажать на кнопку «Пуск».

В условиях хорошей видимости (независимо от уровня освещённости) можно использовать лазерный канал. В этом случае наведение, как обычно, полуавтоматическое. Комплекс способен, используя разные каналы, одновременно стрелять по двум разным целям - автоматика радиолучём ведёт одну ракету, оператор лазерным - вторую.

Разумеется, состав комплекса «Хризантема» не исчерпывается боевыми машинами. В него входят боевая машина командира с разведывательным оборудованием и линиями передачи данных, контрольно-про-верочные машины для самих установок (9В945) и ракет (9В990), тренажёр для операторов 9Ф852.

В принципе, «Хризантему» можно ставить и на другие типы шасси, вмонтировать в фундамент ДОТа или поставить на боевой катер. Авиационный вариант не разрабатывался.

В 1999 г. самый мощный в мире противотанковый ракетный комплекс пошёл в серийное производство и начал поступать на вооружение Российской армии. Несмотря на регулярное представление «Хризантемы» на всех военно-технических выставках последние 15 лет, зарубежных поставок не было. А ПТРК, о котором С.П. Непобедимый мечтал в конце 1970-х, в нашей стране пока остаётся на бумаге...

Сергей АЛЕКСАНДРОВ

24 2007 №11 ТМ