Техника - молодёжи 2010-03, страница 22

Техника - молодёжи 2010-03, страница 22

Экономические знания

ЙМВЁ^ 2010 №03 ТМ

ни владельцы клубов, ни руководители лиги не хотят знать правду. Правду-то все давно знают, но бдительность заставляет хранить коммерческую тайну согласно другому принципу -бронепоезда2.

Да и что считать неправдой, то есть обманом? Для того чтобы обман состоялся, кто-то должен остаться в дураках, а их не было - как публику, так и бейсболистов устраивало сложившееся положение. Бейсболисты свободно пользовались стероидами, пока их не запретили в 2002 г., в то время как обязательные анализы и наказания ввели только в 2004 г. Гормоны же роста запретили в 2005 г., поэтому все желающие, включая упомянутых в докладе суперзвёзд Роджера Клемснса и Барри Бондса, успели набрать но паре десятков килограммов мышечной массы - все так делали {принцип модифицированного императива).

Б беседах с авторами доклада больше десятка игроков ведущих бейсбольных команд признались, что в течение последних трёх лет перед запретом они пользовались синтетическими гормонами роста, тестостероном и анаболиками. Всего же, по словам самих бейсболистов, с конца девяностых до введения обязательных анализов, по крайней мере половина игроков высшей лиги пользовалась медикаментами, и никто по этому поводу не переживал.

Публика тоже не переживала. Через год после опубликования доклада выручка бейсбольной лиги составила 6 млрд долларов, потому что посещаемость за последние три года побила все рекорды. Выручка Национальной футбольной лиги (имеется в виду американский футбол), занимающей второе место в США по гормонально-стероидным разоблачениям, была и того больше - 7 млрд долларов.

Зрители вообще ни о каком обмане не задумывались и зачастую сознательно в нём участвовали. Этим они наглядно демонстрировали применение ещё одного принципа бизнеса — царственного чуда. Он впервые описан в книге Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» и выражается в нежелании выглядеть дураком, пусть даже в убыток себе. Когда компания Aramark, обладающая монополией на общественное питание на большинстве стадионов США, повысила цену на

стакан пива до 7 долларов (при себестоимости 90 центов) и стала брать по 3-4 доллара за стакан газировки себестоимостью 25 центов, посещаемость не снизилась. Больше всех должны были пострадать болельщики хоккейной команды Pittsburgh Penguins, потому что администрация города Питтсбурга ввела 10-процентный налог на алкогольные напитки. Это позволило компании Aramark увеличить доход ещё на 4 %, так как компания округлила цены на стадионе в сторону их повышения. Региональный директор компании заявил, что такое округление было сделано для ускорения обслуживания посетителей, чтобы не иметь дела с мелкими монетами (принцип «Не обманешь, не продашь» в действии).

Но болельщики себя обманутыми не считали. В течение всего сезона на домашних матчах Pittsburgh Penguins был аншлаг, во многом благодаря абсолютно честным усилиям Евгения Мал-кина и Сергея Гончара, Но, как известно, исключение подтверждает правило. Поэтому компания Aramark и нап и сала в своем электронном портале, что она в течение десяти лет лидирует в списке наиболее уважаемых фирм по оценкам аналитиков и коллег. Про зрителей ничего сказано не было, а коллеги либо сами так делают, либо к этому стремятся — классический случай модифицированного императива.

Не только Aramark пользуется преимуществами своей монопольной позиции на рынке. Каждая национальная спортивная лига в США (в том числе и НХЛ) представляет собой картель. Картелем считается объединение компаний с целью разграничения сфер влияния и установления единых цен. Создание картелей теоретически запрещено американским антимонопольным законодательством, но на практике существует много исключений, и никто их обманом не считает. Спортивные картели, состоящие из клубов-корпораций, заключают эксклюзивные контракты с телевидением, устанавливают потолок фонда зарплаты в командах и заставляют муниципалитеты строить новые стадионы под угрозой перевода популярных команд в другой город.

Контролируя рынки, национальные лиги ведут себя гораздо более агрессивно, чем, скажем, Всемирная федерация реслинга'1. Федерация тоже пред

ставляет собой своего рода картель, да и многие её участники начали свою карьеру в спорте. Но никто их не заставляет сдавать анализы на допинг и анаболики, как не заставляют каскадёров в кино или акробатов в цирке. Когда один из лучших борцов федерации Крис Бенуа покончил жизнь самоубийством, предварительно убив жену и ребёнка, о его пристрастии к стероидам СМИ вспомнили только в контексте бейсбольного скандала. Вскрытие показало наличие в крови значительного количества продуктов «алхимии». Там был, например, транквилизатор « За накс »(« Кс ан а кс »), или алпразолам, который относится к группе производных бензодиазепина. Алпразолам оказывает выраженное аиксиолитическое действие, уменьшает чувство тревоги, страха, беспокойства, напряжения и обладает антидепрессивным действием, а также центральной миорела-ксирующей и противосудорожной активностью. Другое популярное лекарство, которое нашли в крови «спортсмена» это гидрокодин, который уменьшает боль, связываясь с опиодными рецепторами головного и спинного мозга. Конечно, реслинг это шоу, а не спорт, хотя с точки зрения бизнеса Всемирная федерация реслинга мало чем отличается от Национальной футбольной лиги. И в той, и в другой есть менеджеры, профсоюзы, агенты, акционеры и раздутые от гормонов работники. Но почему-то считается, что спорт - это не шоу-бизнес и в спорте «надо побеждать честно».

Кстати, и в ностальгически далёкие времена написания песни о героях спорта эти герои жили ярко, но не всегда честно. В 1963 г., в разгар поединка между Мохаммедом Али и Генри Кутгером, великий боксёр избе

2 Принцип бронепоезда получил свое название, благодаря старой песне о бдительности: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути*.

1 Реслинг, Рестлинг (англ. Wrestling), Кетч (устар.) театрализованная постановочная борьба, где победитель каждого матча предопределён заранее (цитируется но wikipedia.org).

20