Техника - молодёжи 2011-04, страница 18Историческая серия 2011№04ТМ Порох и пушки Если Китай всего лишь пятым обзавёлся атомной бомбой, то по пороху Поднебесная империя оказалась впереди планеты всей. В доказательство этого китайцы обычно ссылаются на манускрипт 808 г., в котором некий Цын Сюйцзы изложил способ его производства. Следовало смешать топливо — древесный уголь, с выделяющей кислород селитрой и обеспечивающей высокую температуру горения серой. В результате получалось взрывчатое вещество «хо яо», обозначавшееся иероглифами «огонь» и «лекарство». На Руси его называли «огненным зельем». Сначала китайцы применяли порох для увеселения публики фейерверками на праздниках, потом для изготовления зажигательных «боеголовок» для стрел и фугасов. Через Индию и Ближний Восток порох попал в Европу, и там изобрели пушки, которые впервые применили при осаде Флоренции в 1326 г. Во французской хронике 1338 г. описан подобный «огненный горшок», из которого метали гарроты — оперённые стрелы с зажигательным составом. Позже усовершенствованные орудия назвали бомбардами, стрелы были вытеснены сначала каменными, потом железными ядрами. Такими боеприпасами пользовались в 1588 г. Экипажи кораблей испанской «Непобедимой армады» в схватках с англичанами. В XIV в. артиллерийские орудия были бронзовыми, латунными и железными. Небольшие отливали как колокола, целиком, с шероховатым каналом ствола и глухой казённой частью, в которой просверливали запальное отверстие. Предназначенные для ведения огня по навесной траектории мортиры отличались коротким и широким стволом и узкой зарядной каморой. Большие бомбарды делали из железных полос. Их вплотную укладывали на деревянной цилиндрической форме и скрепляли раскалёнными обручами. Казённик с узкой зарядной каморой выполняли отдельно, и перед стрельбой вставляли в ствол. В конце XIV — начале XV в. морские пушкари стали применять несколько готовых к употреблению съёмных камор, позволявших чаще стрелять, однако перезаряжание оставалось долгим, поэтому на вооружении оставались катапульты с длинными и узкими стальными пружинами, из которых в неприятеля метали камни, а экипажи по-прежнему имели луки, арбалеты, сабли, шпаги и кинжалы. Позже их дополнили мушкетами и ручными гранатомётами-мортирками. Сначала орудия укладывали на деревянную колоду и закрепляли обручами и скобами. В казённую часть вставляли камору с порохом, заглушкой и фиксировали в стволе деревянным клином, обмазывали глиной, чтобы избежать проры ва части Дороховых газов. Метательный заряд поджигали через запальное отверстие, в которое помещали немного затравочного пороха, к которому подносили раскалённый прут либо тлеющий фитиль. Появление артиллерии на кораблях породило немало проблем. Размещение тяжёлых пушек на судах с высоким бортом отрицательно сказывалось на остойчивости, если же их ставили на кораблях с низким бортом, то орудия захлёстывало волнами. В ненастье бочонки с порохом отсыревали, и пушки давали осечки, при перегреве порох иногда самовозгорался и взрывался. Первое время снаряды и заряды держали около орудий, что было неудобно и опасно, поэтому их стали помещать в изолированные помещения, крюйт-камеры. В носовых частях нефов и галер устанавливали 3-5 бомбард, в центре, у бортов, размещали рядами пушки (на галерах пушки ставили на палубе над гребцами), и на корме пару-другую орудий небольшого калибра. С 1493 г. на оснащение корабельной артиллерии приняли чугунные ядра, английские весили по 14,5 и 19 кг. Пушки стали отливать вместе с каморами. Они представляли собой гладко-стенную трубу длиной до 20 калибров с запальным отверстием и шишковидным выступом на казённике. В центре к бокам ствола приделывали по цилиндрической цапфе, упиравшейся в гнезда лафета. Подкладывая под казённик деревянные клинья, изменяли углы возвышения ствола и, соответственно, дальность стрельбы. Деревянные лафеты снабжались четырьмя колёсами и удерживались при качке соединёнными с бортами канатами. Они же сокращали откат после выстрела, на место орудие возвращал расчёт. Перед выстрелом в ствол через дуло вкладывали метательный заряд — с середины XV в. перешли на чёрный порох, пыж и ядро. Подобно сухопутным орудиям, корабельные артсистемы всячески украшались. Гербы, эмблемы мастеров, фигуры мифических персонажей и зверей, орнаменты готовили из глины и воска, потом заливали металлом и приделывали к стволам, превращая их в своеобразные произведения искусства. ...7 октября 1571 г., во время Кипрской войны, в Коринфском проливе, близ г. Лепанто, встретились турецкие 210 галер и 65 галеотов Али-паши с 211 галерами и 6 галеасами Священной католической лиги, куда входили Венеция, Генуя, Испания, Сицилия, Мальта и Ватикан, под командой дона Хуана Австрийского. Противники выстроились друг против друга с выдвинутыми вперёд флангами и начали сходиться для традиционного абордажа. При этом христианские галеасы открыли огонь из мощных носовых орудий, турецкие галеры тонули, повреждённые выходили из строя, не успев даже ввязаться в дело, и вскоре турки, утратив количественное превосходство, отошли. Они потеряли 224 корабля и около 30 тыс. человек (более половины из этого числа рабы-гребцы). Сражение у Лепанто показало, что отныне исход войн на море будет зависеть от количеств артиллерийских стволов и выучки пушкарей, а турки больше не предпринимали попыток распространить своё господство на западное Средиземноморье. Михаил ДМИТРИЕВ рис. автора |