Юный техник - для умелых рук 1974-09, страница 9Х5О0 БОРГ ГОРЦЗОНШЫМ плоскость РАЗВЛЕЧЕНИИПК 26 ЛК2$ -, Д2А ВОРОТА)-220S СБОКУ ндмонндя плоскость вид сверху №Л ОБ Электрическая схема «Музыкального теремка» состоит из управляющей части — соответствующим образом скоммутированных переключателей и соединенных попарно электролампочек, а также реле времени, которое включает микророяль на определенное время (около 30 сек.). На схеме КП — круговой переключатель; В1—В8 — кнопки или клавишные переключатели; М — электродвигатель; Р1 — реле типа РЭС-6 или другое с малым током срабатывания; Т1 — транзистор типа П13 или П14. Круговой переключатель нот для табло лучше сделать самим. Из латунной пластинки (фольги) вырежьте четыре части кругового кольца и закрепите их по кругу на панели из изолирующего материала. Длина каждой из четырех частей кругового кольца должна быть больше длины четверти круга того же диаметра. После сборки пластин на панели их свободные концы окажутся выше места крепления следующей по кругу пластины. При таком устройстве подвижный контакт всегда будет находиться на одной из пластин (см. рис, КП). Подвижный контакт смонтируйте на оси электродвигателя, обеспечивающего переключение нот на табло с частотой в 5—10 сек. Если вместо кнопок вы поставите клавишные переключатели, то у клавишей правого ряда уберите защелки, чтобы клавиши после отпускания возвращались в исходное положение. Схема работает так. При правильном нажатии на клавиши заряжается конденсатор С1 реле времени. Через контакты P1/1 включается микророяль. Контакты P1/1 будут замкнуты до тех пор, пока конденсатор С1 не разрядится через сопротивление R3, то есть пока величина тока, проходящего через транзистор Т1, не достигнет минимальной и реле P1 не разомкнётся. НЕ ПРОМАХНИСЬ! Игровое поле бильярда выполнено в виде треугольного горизонтального стола, обтянутого сукном или байкой, с воротами (лузой) в дальнем (остром) углу. Горизонтальный стол установлен над прямоугольной наклонной площадкой с бортами. За воротами размещен вертикальный экран. Играющий должен ударом кия загнать бильярдный шар в ворота. В случае удачи на экране вспыхнет фейерверк — салют меткому игроку. Фейерверк сопровождает характерный звук полета ракеты. При промахе шар попадет на нижнюю наклонную площадку и скатится к игроку. Звуковой и световой эффект включается бильярдным шаром при попадании им в цель. Пройдя через ворота, шар падает в желоб, по которому катится под уклон в сторону игрока. Скатываясь, шар последовательно проходит через установленные вдоль желоба контактные переключатели, управляющие эффектами. Первый контакт включает звуковой генератор имитации полета ракеты; остальные — иллю-минацию-фейерверк. Экран с фейерверком можно сделать из матового оргстекла, разместив за ним гирлянды цветных электролампочек. Соединение переключателей и лампочек должно быть таким, чтобы вначале зажигались лампочки, обозначающие трассу полета ракеты, а затем уже лампочки вспышки фейерверка. 9
|