Юный техник 1967-06, страница 49

Юный техник 1967-06, страница 49

* * *

Почтовое отделение в Кап-Джуби представляло собой несколько деревянных бараков. Механик Тото встретил Антуана с распростертыми объятиями.

— Дорогой мой, ты знаешь — это абсолютная пустыня, — сказал он. — Визиты «голубых воинов» прямо-таки развлечение для нас. Жаль только: никогда не бываешь уверен, что их пули не наделают дыр в твоей шкуре.

Тото отправился показывать ему жилье: несколько колченогих столов, рассохшиеся полы, походные кровати, металлическая посуда и полки, где одежда была свалена вперемешку с кухонной утварью...

Сент-Экзюпери пришлось выносить и одиночество и эту убогую обстановку. Ацетиленовая лампа, пачки сигарет, несколько листков бумаги, положенные на колени, в долгие вечера помогали ему создавать первую книгу — «Южный почтовый». Он рассказывал в ней об эпохе пионеров воздушных линий и о том, как найти свою цель в жизни.

Каждый день он возился с мотором своего самолета, читал, вел деловую переписку. И летал. Хотя бы несколько часов, чтобы знать окрестности, чтобы пополнить топографическую карту недостающими знаками. Иногда он ходил пешком без оружия и без «эскорта». Пересекал пески в надежде встретить арабов. Он мечтал с ними познакомиться.

И его мечта сбылась. Однажды Сент-Экзюпери встретил вождя одного из племен, оказал ему всевозможные знаки внимания и пригласил к себе. Вождь ответил тем же. Маленькие арабы теперь запросто прибегали к Экзюпери. Он показывал им фокусы и кормил шоколадом.

Каждый день марабут — магометанский священник — приходил давать ему уроки арабского языка и объяснял обычаи своего народа. И молва о белом мудреце, который живет в Джуби, быстро облетела окрестные племена. Старики приходили к нему советоваться о женитьбе своих детей, рассказывали о ссорах между племенами, о своих болезнях.

Он приручал людей так же, как животных. Он писал своей матери: «Я приручил хамелеона. Это моя роль здесь — приручать. И она мне подходит».

И кто знает, может быть, именно тогда пришла ему в голову мысль, которая отразилась потом в диалоге Лиса и Маленького принца в его книге «Маленький принц»:

«— Я Лис, — сказал Лис.

...— Тогда поиграй со мной, — сказал Маленький принц.

— Но я еще не приручен.

— А! Извини, — сказал Маленький принц.

Но тут же спросил:

— А что это значит приручить?

— Это давно забытое понятие, — сказал Лис. — Оно означает — создавать связи.

— Создавать связи?

— Конечно, — сказал Лис. — Ты для меня только маленький мальчик, такой же, как сотни тысяч других. Ты не нужен мне. И я не нужен тебе. Я для тебя только лиса. Такая же, как сотни тысяч других. Но если ты меня приручишь, мы будем необходимы друг другу. Ты будешь для меня единственным в мире. И я буду

для тебя единственным в мире...»

* * *

...Самолет пилота Ригеля упал в 30 километрах от аэродрома, которым командовал Сент-Экс. Один из пилотов заметил это и привел Ригеля в Кап-Джуби. Но самолет остался в пустыне.

— Хочешь, отправимся на место с запасными частями и отремонтируем твою машину? — спросил Сент-Экзюпери Ригеля.

— Это невозможно. Мотор испорчен. Его придется заменять...

— Все это чепуха. Трудно только доставить туда запчасти — слишком тяжелые. Но сделать это нужно. Мы соорудим тележку на четырех колесах от самолета. Тащить ее будут верблюды.

В течение трех дней Сент-Экзюпери вел переговоры с друзьями-арабами.

— Мы относимся к тебе хорошо, — пытался возражать ему

47