Юный техник 1972-11, страница 22

Юный техник 1972-11, страница 22

В августе нынешнего года в Москве состоялся IV Международный конгресс по биофизике. Что изучает эта молодая, бурно развивающаяся отрасль науки? Почему в поисках разгадки жизни биологи позвали на помощь физиков? Какие проблемы, по мнению ученых, сегодня представляют здесь наибольший интерес?

Об этом вы узнаете из беседы нашего корреспондента с крупным советским биофизиком, академиком Глебом Михайловичем ФРАНКОМ.

ПОЧЕМУ ЖИВОЕ-ЖИВОЕ?

— Глеб Михайлович, мне думается, многие и многие читатели «Юного техника» не раз задавались таким вопросом: вот все, что нас окружает — воздух, камни, вода, люди, трава, планеты, звезды, галактики — все это а конечном счете состоит из одних и тех же 92 элементов, что мы видим в таблице Менделеева. Но как случилось, что в одних комбинациях эти элементы дают неживую материю, а в других — живую! И в чем он состоит, этот удивительный секрет жизни...

— Да, действительно, наш организм построен из тех же атомов, что и неживая природа. Однако в нас с вами они скомбинированы в сложной конструкции больших, биологически важных молекул, где особенную роль играют белки и нуклеиновые кислоты. Впрочем, если эти молекулы выделить, то их отнюдь еще нельзя назвать живыми. Подобно тому как пружинки, шестеренки, циферблат, стрелки, разложенные по отдельности (или собранные как попало), еще не часы, так и отдельные молекулы белков и нуклеи

новых кислот — это еще не жизнь.

Жизнь начинается тогда, когда они сложным и еще не совсем ясным для нас способом оказываются скомбинированными в чудесный механизм живой клетки.

Лет 50 тому назад в биологии выделилась очень важная область, которая в последующем стала быстро развиваться. Я имею в виду биохимию. Она изучает химический состав, химические свойства живых клеток, исследует протекающие в живой системе химические реакции. Биохимия накопила за это время огромное количество интереснейших фактов, но... их оказалось недостаточно, чтобы полностью открыть завесу над тайной живого. Стало ясно: сколь угодно подробно ни характеризуй живые ткани химически, как дотошно ни описывай идущие в клетке химические процессы, это еще не будет секрет жизни. Оказалось, чтобы проникнуть в этот секрет, нужно знать большее.

И вот тут-то наряду с химической характеристикой живого возникают новые представления.

20