Юный техник 1978-06, страница 56

Юный техник 1978-06, страница 56

Фестивальная

Оазрезая и шлифуя пестро-

■ цветные камни — яшму, мрамор, порфир, слоистый халцедон или агат, мастера-камнерезы раскрывают удивительный мир, населенный реальными и фантастическими образами, которые воображение угадывает в случайных сочетаниях причудливых линий и пятен. Сиреневое зимнее утро и красный осенний закат, голубые силуэты заснеженных гор и оливковые просторы степей. Трудно поверить, что все эти картины не написаны кистью живописца, а созданы миллионы лет назад в недрах земли стихийными силами природы.

Еще в эпоху Возрождения итальянские камнерезы обратили внимание на выдающиеся «художественные способности» пестро-цветных камней. Для создания нерукотворных картин они использовали местное сырье. Отполированные пластины руинного мрамора, вставленные в нарядные рамы, чаще всего напоминали ландшафты со средневековой архитектурой. Иногда, чтобы сделать пейзаж более понятным, флорентийские мастера врезали в поверхность каменных пластин фигурки человека, животных, изображения деревьев и различных незамысловатых построек.

Природная красота камня привлекала внимание и живописцев. На тонких пластинах пятнистого лазурита писали масляными красками пейзажи, в которых естественный рисунок камня имитировал небо. На полированной поверхности гипса, имеющего красно-оранжевые и палевые оттенки, порой изображались многофигурные композиции на мифологические темы. Оставляя в некоторых местах камень открытым, а в других нанося краски тонким прозрачным слоем, художники добивались удивительного эффекта. В странах Востока в качестве