Юный техник 1981-05, страница 67

Юный техник 1981-05, страница 67

в памяти. Все то, на что человек обращает внимание, воспринимается им, то есть отражается в его сознании, с наибольшей ясностью и четкостью. В то же время можно много раз прочитать раздел какой-нибудь книги и ничего не усвоить, если внимание будет при этом сосредоточено на совсем посторонних вещах.

Вторым условием успешного запоминания является интерес к запоминаемому.

Высокий уровень развития профессиональной памяти основывается главным образом на огромном интересе и любви человека к своему делу, к своей профессии.

У гениального математика Леонарда Эйлера была необыкновенная память на числа. В памяти он мог возвести в квадрат, в третью степень — до шестой — любое число до ста. Он не производил действие возведения в степень, а знал результаты наизусть.

Академик А. Ф. Иоффе знал на память таблицу логарифмов.

А великий русский шахматист Алехин мог играть по памяти вслепую с 30—40 партнерами.

Но это примеры памяти людей выдающихся. Ученые-психологи наблюдали, как влияет на качество запоминания интерес ребят одного класса к тому, что нужно было запомнить на уроках математики. Оказалось — те, кому интересен этот предмет, хорошо помнят типовые признаки задач, логические схемы рассуждения. В то же время конкретные данные задач, числа у этих школьников быстро исчезают из памяти.

Ребята, которые по каким-то причинам не проявляли интереса к математике, наоборот, отчетливо помнили числовые данные или конкретные факты, относящиеся к задаче, и быстро забывали тип задачи, схему и логику ее решения.

И дело здесь не в слабых способностях.

На других предметах эти же

ребята («слабые» в математике) запоминали не только фактический материал, но и схемы рассуждений, выводы, обобщения. Срабатывал интерес к предмету.

Нет, пожалуй, ни одного дела, которое бы не требовало от работника умения запоминать. Но особенно хорошая память должна быть у операторов, управляющих сложными машинами, технологическими процессами, у диспетчеров. Они, как и летчики, машинисты электровозов, космонавты, должны хорошо помнить расположение и взаимосвязь большого числа приборов. Чтобы облегчить нагрузку на память, для этих работников создаются специальные мнемосхемы (мнемоника и мнемотехника происходят от греческого слова «мнемо» — память. Учеными древности были описаны мнемонические приемы. Один из них такой: если приходится запоминать много разнородных сведений, 'нужно мысленно вообразить город с множеством улиц. На каждой улице — дом, а в доме — комнаты, каждая комната — ячейка памяти, в ней и хранится то или иное воспоминание. Сравним со всем известным «разложить по полочкам»).

Но и мнемосхема со своими значками-символами не может, оказывается, застраховать оператора от «ошибок памяти», когда операторы забывают показания приборов, свои уже совершенные действия. Чтобы улучшить профессиональную память, например, операторов аварийных служб электростанций, проводятся специальные «аварийные игры» — учебные тревоги.

Как бы ни было высоко развито внимание человека, как бы ни велика была его любовь к своему делу, произвольное запоминание требует специальных действий. Произвольное запоминание делится на две части: запоминание смысла и точное запоминание всего материала. Первая форма

63