Юный техник 1981-12, страница 44рировав, весь огромный опыт, накопленный человечеством. Человек научился предъявлять металлу разные требования и добиваться, чтобы металл эти требования выполнял. Но ведь и металл, в свою очередь, предъявляет требования к человеку независимо от того, кто он — Фрезеровщик, токарь, сверловщик, зуборезчик, строгальщик, расточник. Обобщая, скажем так — металлист. Вот об этих-то требованиях к человеку мне и хочется немного рассказать. Как-то я написал в трех колонках: «железо», «дерево», «камень». А затем под каждым расположил виды обработки. И сам удивился, насколько схожа обработка трех таких разных материалов. Железо можно пилить, строгать, отливать, рубить, сверлить, резать, ковать, шлифовать, гнуть, сваривать. Последнюю операцию, в общем-то, не относящуюся к «чистой» металлообработке, я написал для ровного счета — чтобы было десять. Дерево нельзя только отливать, ковать и сваривать. Камень, кроме того, нельзя еще гнуть. Все остальные операции в принципе не отличаются, хотя, разумеется, имеют свои особенности и свои инструменты для каждого вида материала. Конечно, это не случайно. Первый материал, которым овладел человек, — дерево. Из него делали дубины и копья, а переплетенные древесные ветки защищали от дождя и ветра. Именно дерево и положило начало первым производственным процессам — человек научился гнуть и строгать. Но главное — он научился критериям полезности: глядя на кусок дерева, мог рассчитать, годится оно для задуманного изделия или надо искать другую заготовку. Когда в обиход вошел камень, человек невольно начал переносить с одного материала на дру гой технологические приемы. Например, чтобы придать камню полезную форму, его оббивали другим камнем, откалывая мелкие кусочки. Но подобным образом обтесывали и дерево! Когда появилось железо, человек уже владел комплексом технологических приемов, применимых и для его обработки. Приемы эти дожили до наших дней. Конечно, современные металлисты пользуются многообразными инструментами и приспособлениями, из-под их рук выходят настолько сложные и совершенные изделия, что наши пращуры только всплескивали бы руками от удивления. Но суть всех приемов, которыми пользуются современные мастера, та же, что и у древних. Читатели сами могут провести сколько угодно аналогий, например между кувалдой деревенского кузнеца и мощным заводским молотом. Но только тот, кто сам когда-либо приводил в действие молот, соразмерял силу удара его бойка с сопротивляемостью раскаленного куска железа, поймет эту аналогию особенно глубоко. Ибо взмахивает ли кузнец молотом, обрушивая его на будущую подкову, нажимает ли кнопку, приводя в движение тяжелый боек, выбивающий из раскаленной болванки коленчатый вал автомобиля, он одинаково вступает в схватку с металлом, выйти победителем из которой можно, только обладая знаниями, опытом, крепкими мышцами. Последнее требование вроде бы сегодня неактуально: какая уж там сила требуется, чтобы нажимать кнопки или вертеть рукоятки? Но представьте, что это такое — восемь часов подряд нажимать кнопки на пульте управления и при этом постоянно напрягать внимание, думать, сопоставлять, рассчитывать, хотя бы даже подсознательно, как лучше всего «взять» материал. Это постоянное умственное и 40
|