Юный техник 1982-07, страница 72

Юный техник 1982-07, страница 72

СКОЛЬКО КЛЕТОК ВЫ ЗАПОМНИЛИ?

Суть этой игры, тренирующей зритеяьную память, в следующем. Включен игровой автомат (рис. 1). На лицевой панели загореЛось пять клеток. Через несколько секунд они погасли. Вам предстоит теперь включить тумблеры тех клеток, где горели лампы. На припоминание и действия отведено строго определенное время, по истечении которого загорится табло «Конец игры», и на панели замигают лампы, которые вам так и не удалось припомнить.

Принципиальная схема автомата приведена на рисунке 2. Рассмотрим работу его электронных цепей. После включения автомата в сеть отрицательный потенциал подается на базу транзистора V3, он открывается, и реле КЗ срабатывает. Замкнувшиеся контакты К3.1 подключают отрицательный потенциал к базе транзистора V4, он открывается, и рече К2 срабатывает замкнувшиеся контакты К2.1 подключают отрицательный потенциал к базе транзистора V5, он открывается, и реле К1 срабатывает. Таким образом, после

включения автомата в сеть срабатывают реле Kl, К2 и КЗ.

При включении тумблера S26 «Старт» образуется замкнутая цепь: плюс выпрямителя, замкнутые контакты S26.2 и К4.1, замкнувшиеся контакты К3.2 и К1.2, галетный переключатель S27, диоды VI4—V18, лампы HI—Н5, минус выпрямителя. Лампы HI—Н5 загораются. При размыкании контактов S26.1 конденсатор С5 начинает разряжаться по двум параллельным цепям: R6, R7, R5, эмиттерный переход транзистора V3, R8. Через некоторое время (в течение которого игрок запоминает расположение горящих ламп на панели) напряжение на обкладках конденсатора С5 и коллекторный ток транзистора V3 настолько уменьшаются, что реле КЗ отключается. Контакты К3.2 размыкают цепь питания ламп HI—Н5, и те гаснут. При размыкании контактов К3.1 конденсатор С6 начинает разряжаться по двум параллельным цепям: Rll, R12, R10, эмиттерный переход транзистора V4, R13. Наконец напряжение на обкладках

15 мм. Главный центральный кубик следует просверлить по центру граней со всех шести сторон, но с меньшим диаметром, чтобы обеспечить прочную резьбовую связь всех деталей кубика.

Теперь нужно все кубики покрасить черной тушью, за исключением желобов и металлических частей. После того как тушь высохнет, хорошо бы все скользящие поверхности покрь ть тонким

слоем воска или парафина.

Можно приступать к пробной сборке. Соберите для начала один бортовой слой, затем на нем соберите последовательно второй и третий. Все центральные кубики привинтите к главному центральному винтами 2X25 или 2X27 мм. Очень туго затягивать не надо. Теперь проверьте, действует ли кубик.

Если действует, остается лишь

72