Вокруг света 1973-10, страница 72ворил дверцы. Початая бутылка «Перфе дАмур», остатки шведского десертного, нетронутая поллитровка пунша и пустая бутылка .из-под джина «Бифитер». Окно-фонарь выходило на улицу. У стены в другой комнате стояло пианино, в углу — приемник и проигрыватель. —- Прошу, музыкальный кабинет, — взмахнул он рукой. — Ты можешь представить себе, чтобы эта тварь сидела тут и играла Лунную сонату? — спросил Гюнвальд Ларссон. Он подошел к инструменту, поднял крышку и заглянул внутрь. — Во всяком случае, трудов здесь нет. Когда общий осмотр закончили, Колльберг снял пиджак, и они взялись, за работу всерьез. Начали со спальни. Пока Гюнвальд Ларссон хозяйничал в стенном шкафу, Колльберг изучал ящики письменного стола. Долго они трудились молча, наконец Колльберг нарушил тишину: — Слышь, Гюнвальд. В ответ из шкафа донесся какой-то невнятный звук. — Слежка за Русом ничего не дала, — продолжал Колльберг. — Бульдозер жутко расстроился. Не оправдал он его надежд, не навел на Мальмстрёма и Мурена. Гюнвальд Ларссон, кряхтя, высунул голову и сказал: — Он бы поменьше загадывал, не приходилось бы так часто расстраиваться. Впрочем, Бульдозер долго унывать не будет. Гюнвальд Ларссон выбрался из шкафа и затворил дверь. — Ничего. Если не считать кучи безобразного тряпья, — сообщил он и направился в ванную. А Колльберг тем временем занялся зеленой тумбочкой, которая служила ночным столиком. В двух верхних ящиках лежало всевозможное барахло: бумажные носовые платки, ресторанные счета и магазинные чеки, шариковые ручки, открытка из-за границы с хвастливым текстом: «Водка, женщины, кровать — что еще надо. Стиссе», сломанная зажигалка и тупая финка без чехла. Сверху на тумбочке валялся детектив. На обложке ковбой — ноги широко расставлены, в каждой руке по дымящемуся револьверу. «Перестрелка в Черном овраге»... Колльберг полистал книжку: из нее на пол выйала цветная фотография, любительский снимок, — на лодочной пристани сидит женщина в шортах и белой майке. На обороте вверху было написано карандашом: «Мёйя, 1969». Пониже — синими чернилами и другим почерком: «Монита». Он сунул фотографию обратно в книгу. Потом выдвинул нижний ящик — он был глубже двух других — и позвал Гюнвальда Ларс-сона. — Нашел тоже место, где держать точило, — сказал он. — Или это вовсе не точило, а какое-нибудь новейшее приспособление для массажа? —- Интересно, зачем оно ему понадобилось, — произнес Гюнвальд Ларссон. — Вот уж кто не похож на столяра-любителя. А может, просто стащил где-нибудь? Или получил в уплату за наркотики? Он вернулся в ванную. Через час с небольшим обыск был завершен. Ничего особенного они не нашли — ци ловко спрятанных денег, ни уличающих писем, ни оружия; самые сильнодействующие медикаменты ~ таблетки от головной боли, да сельтерская вода. Напоследок они осмотрели кухню, обшарили все ящики и шкафы. За кухонной дверью висело кольцо с двумя ключами. — От чердака, — сказал Колльберг, показывая на них. Гюнвальд Ларссон осмотрел ключи и добавил: . — Или от подвала. Давай проверим. К чердаку ключи не подошли. Тогда они спустились в подвал. Большой ключ подошел к патентованному замку огнеупорной двери, за которой начинался короткий проход. Открыв правую дверь, они увидели шахту мусоропровода и подвешенный на каркасной тележке большой мешок из желтого пластика. Около стены, еще три тележки; два мешка пустые, третий до краев наполнен мусором. В одном углу стояли совок и веник. Дверь напротив - была заперта; за ней, судя по надциси, помещалась домовая прачечная. > Проход упирался в длинный поперечный коридор, разделявший два ряда нумерованных дверей с висячими замками всех , родов и видов. Колльберг и Гюнвальд Ларссон довольно скоро нашли замок, к которому подходил меньший ключ. В чулане Мауритсона хра-нил?тль только два предмета — старый пылесос без шланга и большой чемодан. Гюнвальд Ларссон заглянул внутрь пылесоса. — Пусто, — сообщил он. — Зато здесь не пусто, смотри, — ответил Колльберг, который в это время расковырял замочек чемодана. Он поднял крышку, и Гюнвальд Ларссон увидел четырнадцать больших бутылок пятидесятиградусной польской водки, четыре кассетных магнитофона, электрический фен и шесть электробритв. — Контрабанда, — сказал Гюнвальд Ларссон. — Или же скупка краденого. — А по-моему, вознаграждение за наркотики, — возразил Колльберг и запер чемодан. Они вышли в коридор. — Что ж, не совсем зря трудились, — подвел итог Колльберг.— Правда, Бульдозера порадовать нечем. Осталось только повесить ключи на место, и можно сматываться. Здесь больше делать нечего. — Осторожный жук этот Мауритсон, — отозвался Гюнвальд Ларссон. — А может быть, у него есть еще квартиры? Он примолк, глядя на дверь в конце коридора. Над дверью красной краской было выведено: «БОМБОУБЕЖИЩЕ». — Поглядим, если открыто, — предложил Гюнвальд Ларссон. — Заодно уж... Дверь была открыта. Бомбоубежище служило вместилищем всякого хлама. — Мне всегда не по себе в таких помещениях, — произнес Колльберг. — В войну, когда у № * раивали} учебные тревоги* и SCfc представлял себе, что будет, еСДй в самом деле разбомбят дом if бом<" эубежи!це завалит... В углу за верстаком стоял старый сундук с полустершейся н&Д* писью: «ПЕСОК». — Смотри-ка» — сказал Колльберг. — Сундук с песком еще с войны стоит. . Он подошел и поднял крышку. — Даже песок остался. — Слава/ богу, не понадобился, заметил Гюнвальд Ларссон. — Обошлось без бомб. А это что у тебя? Он смотрел на предмет, который Колльберг только что извлек из недр ящика. Зеленая американская брезентовая сумка армейского образца. Леннарт Колльберг открыл сумку и выложил на верстак содержимое. Скомканная голубая рубашка. Светлый парик. Мягкая синяя шляпа с широкими полями. Темные очки. И пистолет «лама автомат» сорок пятого калибра. XXIV В тот летний день три года назад, когда молодую женщину по имени Монита сфотографировали на лодочной пристани, она 70
|