Вокруг света 1983-09, страница 65

Вокруг света 1983-09, страница 65

СТРАШНЕЕ ЛИСЫ

Английские фермеры остро ненавидят норок. В последнее время норки стали для фермерских хозяйств еще большей угрозой, чем лисы. История вопроса такова. Лет тридцать назад около семисот английских фермеров, позавидовав чужим доходам от продажи норковых шкурок, закупили в Северной Америке большое количество этих зверьков. Увы, опыта разведения не хватило, возникли финансовые трудности, и большинство энтузиастов со временем разорились. А другие энтузиасты — участники Движения за освобождение животных — скупили за бесценок захиревших норок и выпустили их из клеток-«тюрем» на свободу. Зверьки словно того и добивались: в естественных условиях они стали стремительно размножаться.

Норки очень выносливы — могут пробежать за день несколько километров, хорошо плавают, легко взбираются на деревья. Они безжалостно истребляют кур и индюшек, мелких животных, даже крупных птиц — например лебедей, то есть ведут себя еще более агрессивно, чем лисы. Забираясь в дома, они сражаются с кошками, а в Суссексе одна отчаянная норка напала на терьера и одолела его.

Закрепившись в пустующей экологической нише, на фоне исчезновения более крупных хищников, норки практически не знают врагов. Кроме, разумеется, человека. Фермеры озлились и пытаются переходить в наступление. В капканы, расставленные ими, попадается ежегодно более тысячи норок, но... это отнюдь не уменьшает их численность.

Рисунки В. ЧИЖИКОВА

ПОЧТОВЫЙ ДУБ

В западногерманском городе Эфте растет могучий дуб, который вот уже более ста лет служит почтовым ящиком для влюбленных и, по поверью, приносит счастье всем, кто им пользуется. Начало этой любопытной почтовой службе положил один путешественник, который влюбился в местную красавицу Эмилию и переписывался с ней, оставляя любовные послания в дупле дуба. Потом путешественник и Эмилия поженились (разумеется, вопрос о путешествиях отпал сам собой) и прожили счастливо ровно тридцать лет и три года.

Жители окрестных деревень, узнав об этой романтической истории, стали пользоваться дубом в тех же целях. Пользуются им и поныне: в наши дни дерево широко известно под названием «дуба влюбленных». Даже из очень далеких краев приезжают сюда молодые люди, чтобы оставить в дупле трепетное послание. Письма в дубе на залеживаются: к дереву регулярно наведывается почтальон, забирает интимную почту и отправляет по назначению.

НЕБОСКРЕБ-«УБИ ЙЦА»

Первый небоскреб был построен в Чикаго в 1870 году, вскоре после опустошительного городского пожара. Изобретение лифтов и стальных конструкций позволило резко увеличить этажность домов. Но вначале строители возводили небоскребы, причудливо сочетая старинную и новейшую технологию: стальные конструкции обшивались деревом. И только в нашем веке возникли гиганты из стекла и бетона.

Именно в Чикаго, на родине небоскребов, в 1973 году был построен, пожалуй, самый неудачный в истории высотный дом. Из-за ошибки* в расчетах этот небоскреб раскачивается под ветром до такой степени, что стекла и даже целые оконные рамы не выдерживают вибрации и вываливаются. Чтобы уменьшить опасность, дом был «прижат» огромным балластом, который подняли на крышу. В окна вставили небьющиеся

стекла. Но и эти меры не очень-то уменьшили опасность. Сейчас проблема разрешена скорее остроумно, чем эффективно: вокруг дома сидят сторожа с биноклями и постоянно шарят взглядами по стенам. Чуть заметят неполадки — например, покосившуюся рам^ или заметно вибрирующее стекло,— сразу же бегут ограждать участок возможного падения. Впрочем, прохожие давно привыкли обходить небоскреб-нубийцу» стороной.

ПОД ЗАЩИТОЙ ГОЛЬФСТРИМА

При словах «природа Шотландии» память подсказывает пейзажи из романов Вальтера Скотта, а воображение рисует каменистые склоны, обдуваемые холодными ветрами, вересковые пустоши, свинцовые волны, плещущие в «фертах» — узких морских заливах.

Если придерживаться данного стереотипа, то остров Бьют покажется очень «нешотландским», хотя принадлежность его именно к этой части Соединенного Королевства неоспорима: остров лежит в заливе Ферт-оф-Клайд, напротив устья реки Клайд — главной реки Южной Шотландии. Впрочем, и сами шотландцы удивляются, попав на Бьют. Здесь, в районе города Ротсей, буйно растут рододендроны, аза^ лии, пальмы, магнолии, эвкалипты...

В чем же дело? В сущности, никакого секрета нет: остров находится «под защитой» Гольфстрима. Плюс благоприятная роза ветров. Плюс удачный режим влажности. Плюс удобное расположение в заливе. Вот и получается микроклимат, в котором пальмы и магнолии спокойно и свободно растут на 56° северной широты, то есть на широте... Москвы.

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

РОЖДЕНИЕ ТАНКА

В 1915 году в английских секретных документах стало все чаще встречаться слово «чан». На них возлагали какие-то надежды, торопили с их постройкой. И вот 15 сентября 1916 года сорок девять этих «чанов» впервые были введены в сражение.

Как это описать? Казалось, огромные железные тюлени вылезли на сушу и поползли на брюхе по полю. Они стреляли на ходу, хотя не было видно ни одного человека, который управлял бы ими. Четыре

чудовища скоро застряли в пути, тринадцать были подстрелены, но тридцать два добрались до противника и взяли триста пленных.

Таковы были первые бронированные автомобили-вездеходы. Они были в двадцать раз тяжелее грузовиков. Под железной скорлупой каждого чудовища сидело четыре человека, управлявших его ходом: так тяжело было управление. Пара колес,« прикрепленных к хвосту, нелепо торчала в воздухе. И двигались эти машины не быстрее пешехода.

А через два года после первого появления этих машин главнокомандующий германской армии издал приказ: при вступлении в бой танков противника вся артиллерия должна оставлять другие цели tf сосредоточивать огонь только на танках.

Но и это не помогло.

«Высшее командование вынуждено принять невыразимо тяжелое решение,— говорил скоро военный докладчик в комиссии рейхстага,— и объявить, что, насколько можно судить, надежда победить противника исчезла. Первым фактором, решительно повлиявшим на такой исход войны, являются танки...»

Но, конечно, танки ускорили исход мировой войны.

«Нас победил не маршал Фош,— заявляли потом немцы,— а генерал Танк».

Правда, такого генерала никогда не было на свете. Слово «танк» и значит по-английски «чан». Это условное шифрованное название так и осталось за новыми машинами.

^ . «Вокруг света», 1933 год

63