Юный Натуралист 1972-05, страница 15

Юный Натуралист 1972-05, страница 15

13

— А вот и я, мосье!

Когда работы у хозяина было много, спаниель тихо дремал рядом с ним; если же надвигалась безработица, четвероногий ловкач принимался за дело.

О проделках спаниеля первыми узнали швейцары, которым чистильщик бесплатно драил штиблеты. Они рассказали об этом судомойкам и поварам, те — гарсонам и метрдотелю. Так, переходя из уст в уста, слух о необыкновенном спаниеле дошел до всех посетителей отеля.

В ту пору в отеле жил богач англичанин. Он захотел посмотреть на чистильщика и его собаку. Спаниель ему приглянулся, и он решил купить его, предложив сначала 10 (мальчик не хотел расставаться с собакой), затем 15 луидоров — большие деньги!

15 луидоров соблазнили чистильщика. Спаниель был продан, посажен на цепь и на следующий день почтовой каретой отправлен в Кале. Там карету погрузили на пакебот, и через некоторое время спаниель оказался в Лондоне.

Маленького чистильщика мучили угрызения совести. И вдруг — о радость! — на пятнадцатый день, усталый и грязный, спаниель вернулся. Как это ему удалось, остается загадкой. Чтобы добраться из Лондона в Париж, ему надо было запомнить дорогу, незаметно забраться на пассажирское судно, чтобы переплыть Па-де-Кале. Но, может быть, он путешествовал в тех же самых каретах, в которых его везли в Лондон?

Жизнь животных в естественных условиях обычно протекает весьма однообразно. Их потенциальные дарования используются лишь в незначительной степени. Максимум своих способностей животное может проявить только в лаборатории, в искусственно созданной среде. Здесь-то и открываются неожиданные грани их интеллекта. Сейчас мы расскажем про обезьян, которых научили ценить монету.

Эти опыты проводил Джон Вольф в Йельской лаборатории сравнительной психологии. Подопытными животными были три самки шимпанзе — Альфа, Бьюла и Бимба и три самца шимпанзе — Бон, Вельт и Мус.

Для обезьян соорудили специальный ав-томат-кормушку (АК). Если в прорезь автомата бросить белую фишку, то в поставленную внизу миску выпадала виноградная гроздь — награда.

Первая задача — научить шимпанзе пользоваться автоматом. Экспериментатор рассыпал по полу жетоны. Затем поднимал их и поочередно бросал в автомат. Следящие за ним обезьяны отправлялись за лакомством.

И вот здесь сразу же сказались индивидуальные различия обезьян. Бон сделал первую попытку только после того, как исследователь опустил в автомат 180 жетонов. Но он опустил фишку не в отверстие автомата, а в миску!

В отличие от Бона Мус моментально уловил механику дела. Схватил белую фишку, неуклюже засунул ее в прорезь, затем положил свою увесистую лапу в миску, ожидая награды.

В начале эксперимента обезьяны почти совсем не интересовались фишками. Но когда они уразумели, что фишка может заставить этот чудесный аппарат выдать сладкие плоды, то оценили их по достоинству и даже дрались из-за них! *

Кроме белых фишек, обезьянам дали еще медные пятицентовики. Их тоже можно было засунуть в автомат-кормушку. Однако желанная гроздь не появлялась. Шимпанзе быстро осознали никчемность этой монеты. Когда горсть фишек и медяков бросали в клетку, обезьяны хватали только фишки.

Ученый усложнил эксперимент. Теперь гроздь появлялась не сразу, а спустя несколько минут. Мус опустил фишку, засунул лапу в миску, но грозди не было. Секунда-другая — шимпанзе начал яростно трясти автомат, совсем как раздраженный человек.

Итак, шимпанзе узнали ценность фишек. Но смогут ли они зарабатывать их честным трудом? В клетку поставили еще одно хитрое устройство — рабочую машину (РМ). Обезьянам показали: подними рычаг — получишь гроздь!

Шимпанзе быстро освоили РМ. После этого им преподнесли новый сюрприз: вместо грозди рабочая машина выбрасывала одну белую фишку. Получив ее, шимпанзе отправлялись к автомату-кормушке и «покупали» заработанную трудом сладкую виноградную гроздь.

Труд был довольно тяжелый. Рычаг рабочей машины весил 18 фунтов — 7 килограммов! Требовалось длительное и большое усилие, чтобы поднять этакую тяжесть. Надо учесть, что шимпанзе были молоды — трех-четырех лет. Однако, ленивые и праздные до этого, они не только легко овладели трудовой профессией, но и продемонстрировали лихорадочное рвение к работе.

Мус и Бимба работали с таким пылом и в таком темпе (им предоставили неограниченную возможность пользоваться рабочей машиной), что сотрудники лаборатории начали опасаться за их здоровье. Они накопили большую груду фишек и яростно охраняли свои сокровища, не подпуская к ним других обезьян. За 10 минут Мус под-