Юный Натуралист 1973-02, страница 13

Юный Натуралист 1973-02, страница 13

14

пламя разгорится, солому сбрасывают в отнорок и засыпают землей да еще прикрывают чем-нибудь плотным, чтобы дым потянуло в нору. Дым раздражает зверя. И спустя двадцать-тридцать минут, не выдержав, он стремглав вылетает из нее. В этот момент нужно держать у входа мешок или ловушку, чтобы зверь угодил прямо туда. Часто во время окуривания лисьей норы из нее выбегала не лиса, а шакал. Поневоле задумаешься: каким образом шакал очутился в лисьей норе? Но однажды мне довелось быть свидетелем любопытной сцены, как шакал выживал лису из ее же норы.

Я отправился побродить по знакомым местам. Лесная дорога привела меня к замку царицы Тамары, темнеющему на неприступной скале. Полюбовавшись великолепным зрелищем, я пошел по холмам к Караагачскому озеру. Стоял полдень. Нестерпимо парило, и я спустился в глубокую балку, где струился Жиго-рев родник, с надеждой попить холодной воды. Вдруг я услышал какой-то странный глуховатый визг. Приостановился, стал прислушиваться. Оказалось, визг доносился из-под земли. Сразу было трудно понять, кто издавал такие жалобные звуки и по какой причине. Склонился, приложил ухо к земле, где визг слышался с наибольшей силой. Нетрудно было догадаться, что событие происходило в норе. Я начал искать от-норки и вскоре около куста боярышника обнаружил отнорок лисьей норы. «Запасной ход», — подумал я и стал искать другой отнорок. Метрах в десяти, так же около кустов, оказался второй, свежий, из которого сразу повеяло живым запахом. Мне стало любопытно. Я отошел в сторонку и сел под деревом напротив, чтобы заодно отдохнуть и понаблюдать за тем, что происходит в норе. Сижу пять, десять минут — изменений никаких. Все тот же слабый визг. Проходит полчаса — опять ничего. Я уже собрался было уходить, как вдруг визг усилился, затем послышался шорох. И наконец вижу, из норы показывается лисий хвост, потом задние ноги, а потом и все тело. Когда в норе осталась только морда, лиса приостановилась, скорчилась, ощетинилась и залаяла прямо-таки по-собачьи. Конечно, можно было бы схватить лису за хвост и упрятать ее в мешок. Но зачем обижать и без того обиженного! Я напряженно смотрсл, стараясь ничего не упустить. Лиса напрягла последние силы и с громким визгом и лаем рванулась в нору. Только хвост ее мелькнул над кучей желтой земли. Кто выживал ее из норы, на сей раз я не смог разглядеть. После этого натиска визг в норе немного притих.

Было похоже, что поединок прекратился. Но я не хотел уходить. Слышу, минут через десять визг снова стал усиливаться. Казалось, будто лиса визжала громче прежнего. И вот несчастная хозяйка пулей вылетает из норы уже передом, а следом за нею самый настоящий шакал. Отбежав в сторону метра на три, лиса, заметив меня, вильнула хвостом и скрылась в зарослях. Шакал, выскочив из норы, сразу остановился, бросил торжествующий взгляд ей вслед и мгновенно шмыгнул в нору. И я не понял, заметил он меня или нет, но, как бы там ни было, он остался в норе полновластным хозяином.

Наблюдая эту картину, я заинтересовался, почему поединок происходил так поздно — в полдень. Ведь шакалы возвращаются после ночной охоты в свои жилища обычно к утру. Не могли же звери воевать в норе с утра до полудня? Очевидно, шакал забрался в нору утром, когда хозяйки еще не было дома. По всей вероятности, лиса не спешила домой, прогуляла где-то до полудня. Такое с лисами случается часто. Так и проворонила она свое жилище. А я стал свидетелем тому, как более сильный собрат по семейству выгоняет из дому более слабого без всякой пощады.

Бывали и такие случаи, когда шакалы жили в одной и той же норе с барсуком. Весьма странное сожительство. Ведь барсуки принадлежат к другому семейству. Правда, они тоже хищники, но образ жизни у них иной.

Барсук крепкий, самостоятельный и очень трудолюбивый зверек. Земляные работы он выполняет гораздо лучше и усерднее, нежели шакал. Норы у барсуков всегда роскошные. Поэтому шакалы и пользуются их удобствами.

Чаще всего они забираются в барсучьи норы зимой, когда хозяева впадают в спячку Правда, на юге барсуки зимой ведут активную жизнь, но в ненастную погоду могут несколько суток проспать непробудным сном. И вот в дождливую, холодную пору, когда шакалу становится невмоготу в своем ветхом жилище, где-нибудь в дупле или под камнем, он проникает в барсучью нору и даже спит бок о бок с хозяином. Просыпаясь, хозяин начинает возмущаться, но это не пугает и не смущает гостя. Выдворить барсука, такого упрямого и сильного, из своей норы не так просто. Между противниками разгорается бой. Но он заканчивается вничью.

Нужно сказать, что шакал мог бы загрызть барсука, но он не делает этого, очевидно, потому, что барсучье мясо очень жирное и обладает специфическим запа