Юный Натуралист 1981-04, страница 19

Юный Натуралист 1981-04, страница 19

30

мозга. Его функции казались таинственным, совершенно непознаваемым божественным даром. С явным осуждением встретили научные круги новое направление работ лаборатории Павлова.

На первый взгляд может показаться, что переход к изучению мозга совершенно не был связан с прежними работами ученого. На самом же деле это не так. Именно они привели Павлова к мысли об изучении мозга и, что не менее важно, подсказали метод, без которого проведение нового исследования оказалось бы невозможным.

Еще в период изучения пищеварения сотрудники Павлова встретились с неожиданной трудностью. В опытах нужно было установить, сколько пищеварительных соков выделяется на определенный вид пищи и какого состава. Опыты трудоемкие, длились по многу часов подряд. Но стоило проголодавшемуся ученому вынуть бутерброд, как результаты эксперимента заметно менялись. У собак удивительно тонкое обоняние. Даже завтрак, лежавший в портфеле, мог исказить результат опыта. Особенно быстро и четко реагировали на такие раздражители слюнные железы. Но самое удивительное состояло в том, что не только сама пища, ее вид и запах, но и любые посторонние раздражители, лишь косвенно связанные с пищей, могли существенно менять результаты исследований. Стоило собаке услышать бренчание миски, из которой ее обычно кормили, или шаги служителя, который по окончании опыта уводил ее в виварий, где уже давно ждал обед, как из выведенного на щеку протока железы начинала обильно капать слюна.

Это явление И. П. Павлов назвал психическим слюноотделением. Он подметил две интересные особенности. Во-первых, психическое слюноотделение не бывает врожденным. У крохотных, только что появившихся на свет щенят оно отсутствует. Психическое слюноотделение развивается, так сказать, под воздействием жизненного опыта.

Во-вторых, слюноотделение могли вызывать любые раздражители, а не только сама пища. Таким образом, психическое слюноотделение, с одной стороны, было обычным физиологическим проявлением — пищевым рефлексом, а с другой стороны — психическим явлением, как бы связанным с памятью, с проявлением психической деятельности мозга. Именно эту двойственность Павлов и решил использовать, чтобы с помощью физиологических методов изучить работу мозга, его психическую деятельность. Рефлексы, которые выраба

тываются в процессе обучения, Павлов назвал условными, в отличие от безусловных рефлексов, которые передаются по наследству от родителей.

Уже первые годы изучения условных рефлексов принесли десятки открытий. Попытка дать ответ на простой, казалось бы, вопрос о том, что способна видеть собака и как она различает цвета, дала результат, поразивший ученых. Проведя исследования по выработке условных рефлексов на различные зрительные раздражители, один из учеников Павлова, Л. А. Ор-бели, убедился, что собаки цветов не различают, а видят окружающий мир в черно-белых тонах.

Долгие годы работы в лаборатории позволили И. П. Павлову, его многочисленным ученикам и последователям обосновать основные, самые общие механизмы работы головного мозга. В частности, было детально изучено протекание тормозных процессов. До Павлова тормозные процессы в головном мозгу практически не были известны физиологам, а они являются стержнем психической деятельности.

В павловских лабораториях были изучены физиологические механизмы такого таинственного явления, как сон и промежуточные состояния между бодрствованием и сном, в том числе гипноз, а также различные виды расстройства сна.

Русские физиологи никогда не занимались просто изучением собаки или других животных. Всегда конечной целью ученых было познание человека. И. П. Павлов постоянно делал попытку связать накапливающиеся сведения по физиологии мозга с педагогикой и действительно нашел объяснение многим педагогическим приемам.

Еще большее значение учение о высшей нервной деятельности имело для медицины. Трудно даже перечислить те области медицины, развитию которых помогли исследования И. П. Павлова. Пристальное внимание коллектива лаборатории привлекали эксперименты, направленные на изучение функций отдельных областей мозга. Главный вопрос, который интересовал ученых,— где происходит образование условных рефлексов. Оказалось, что у собак формирование условных рефлексов осуществляется в коре головного мозга. Удалось выяснить, какие отделы коры связаны со зрительной функцией, какие — со слуховой и где анализируется ин чация, поступающая из кожи.

Много лет внимание И. П. Павлова привлекало изучение типов высшей не

рвной деятельности. Особо заинтересовал Павлова вопрос, как складывается тот или иной темперамент. Передается ли он по наследству от родителей или зависит от воспитания? Эксперименты в лаборатории показали, что воспитание, особенно в раннем детстве, имеет огромное значение. Щенки, взятые от одной матери, но выращенные в разных условиях, могли иметь разный тип высшей нервной деятельности.

С самого начала исследований по физиологии высшей нервной деятельности И. П. Павлов понимал, что, если удастся понять работу здорового мозга, нетрудно будет разобраться и в причинах, вызывающих болезнь. Тщательное изучение больных животных позволило разработать способы их лечения.

И. П. Павлов прожил большую жизнь и внес весомый вклад в мировую науку своими экспериментами по кровообращению, обширными исследованиями по пищеварению и, наконец, созданием специальной науки о функциях мозга. Этим Иван Петрович на весь мир прославил отечественную науку.

Он был пламенным патриотом, горячо любил свою страну. С горечью видел всю несправедливость царизма и радостно приветствовал Февральскую революцию, свергнувшую царский режим. Вскоре после Октябрьской революции Иван Петрович воочию убедился, что Советское правительство, осуществляя чаяния народа, опирается на новейшие достижения науки о закономерностях развития человеческого общества. Великий ученый отчетливо понимал, что, преобразуя Россию, партия использует точный научный расчет. Его симпатии были всецело на стороне нового правительства. Особенно его радовало внимание, которое уделялось развитию науки в нашей стране. Вот почему он не испугался ни голода, ни разрухи и не соблазнился на многочисленные предложения уехать за границу. Жизнь, нарушенная интервенцией и гражданской войной, постепенно налаживалась.

В 1921 году был обнародован специальный указ за подписью В. И. Ленина, который подчеркивал выдающуюся роль научной деятельности Павлова. Перечислялись конкретные мероприятия, необходимые для дальнейшего развития работ ученого.

От лица физиологов нашей планеты, собравшихся в 1935 году в Ленинграде на Всемирный конгресс, И. П. Павлову был присвоен титул «старейшины физиологов мира». Действительно, трудно назвать дру-

31

гого ученого, оставившего столь глубокий след не только в нашей отечественной, но и мировой физиологической науке. Дань уважения нашему прославленному соотечественнику платят не только как великому ученому, но и как борцу за мир во всем мире. Делегаты, съехавшиеся в нашу страну, в единодушном порыве аплодировали Павлову, когда он, пренебрегая традициями и в нарушение тогдашних правил ведения научных собраний, открывая конгресс, обратился с трибуны Таврического дворца к полутора тысячам слушателей со страстным призывом заклеймить войну как самое позорное явление в человеческой жизни. «Я могу понять,— говорил Павлов,— величие освободительной войны, однако... война, по существу, есть звериный способ решения жизненных трудностей, способ, недостойный человеческого ума с его неизмеримыми ресурсами».

И. П. Павлов страстно желал процветания своей Родины, всемирного развития науки.

Незадолго до смерти он обратился с письмом к молодежи. Оно стало завещанием великого ученого, вдохновенным призывом к молодежи посвятить свою жизнь развитию науки. «Помните,— писал ИваД Петрович Павлов,— что наука требует от человека всей его жизни. И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях.

Наша Родина открывает большие просторы перед учеными, и нужно отдать должное — науку щедро вводят в жизнь в нашей стране... И для молодежи, как и для нас, вопрос чести — оправдать те большие упования, которые возлагает на науку наша Родина».

Письмо стало заповедью не только для молодежи нашей Родины, но и для всей молодежи мира. Переведенное на английский язык и изданное в виде красочного плаката, это письмо можно было увидеть в американских университетах и колледжах, в самых различных научных лабораториях, даже весьма далеких от физиологии. Завещание Павлова никогда не будет забыто. Заветы великого гражданина нашей Родины должны служить образцом в жизни и деятельности каждого настоящего ученого.

Б. СЕРГЕЕВ, доктор биологических наук