Юный Натуралист 1985-04, страница 30

Юный Натуралист 1985-04, страница 30

28

спешат к воде и умываются. Говорят, что эта вода убирает морщины с лица, возвращает молодость.

Сам ледоход начинается иногда в тот же день, иногда через несколько суток. И пока плывут льдины, упираясь в берег, выпахивая в мокром песке борозды, громоздясь одна на другую, стоят, я уверен, в каждом селении люди по берегам и смотрят, и смотрят, как идет по Печоре лед. Трудно оторваться от этого зрелища. Если даже очень занят, все равно выкроишь какое-то время, чтобы увидеть, как оживает река.

Если замедляется, казалось бы, неудержимый ход льдин, значит, где-то ниже по течению образовался затор. Вода начинает заметно прибывать. В некоторых местах, на особенно крутых поворотах реки заторы бывают почти ежегодно. Реку забивает льдом иной раз на несколько километров.

Когда река все-таки прорвет затор, на берегах остаются груды льдин, перемешанных и переломанных. Утренние морозы скрепляют их как цементом, а днем льдины с краев рассыпаются длинными прозрачными палочками. Местами лед после затора лежит стеной высотой до двух-трех метров, а то и больше.

Как-то мне пришлось ночевать в таком месте. Называется оно Лешкаты. Здесь Печора круто поворачивает и разливается плесом. На чистой воде, прямо перед ледяной стеной от недавнего затора табунилась в тот год масса пролетной утки. Я решил на ночь приткнуться с лодкой прямо к этой ледяной стене. Потом передумал, отъехал подальше, соорудил в тихом месте на берегу шалашик, развел костер. В шалашике и ночевал. И хорошо сделал,потому что ночью пошел сильный дождь, и вся эта ледяная масса стала рушиться. Отлично было слышно, как скользят и ухают почти с четырехметровой высоты огромные льдины — грохот, плеск, волны, гомон и шум крыльев поднимающихся уток. Их там были сотни. Полетают, полетают кругами и садятся на воду. А тут снова — ух! бах! — грохочут и падают в воду льдины. Птица опять в воздух! Я почти не спал, но радовался, что не остался возле льда — там бы меня раздавило вместе с лодкой.

Однажды весной сотрудник Печоро-Илычского заповедника Юрий Иванович Лызлов плыл на лодке вниз по течению.

Мотор он выключил и просто сплавлялся, как говорят на Печоре. Солнце только что встало, немного морозило. Лодку небыстро несло вдоль ледовой стены, оставшейся после затора. И тут на этой стене поднялся крупный медведь. Он встал, опираясь передними лапами на край льдины, возвышаясь как оратор на трибуне. Юрий Иванович моментально завел мотор. Кто его знает, этого медведя, что у него в голове. Возьмет и бросится к лодке. Не успеешь завести мотор, как сгребет. Лучше подальше от такого. Не зря он там сидит, на этой льдине. Медведь не испугался мотора и стоял на своей «трибуне», только носом шевелил. Он был похож на оратора, который пережидает шум в зале, чтобы продолжить речь.

Потом выяснилось, что на льду лежал утонувший лось, и медведь на нем пировал. Около своей добычи медведи бывают очень агрессивны.

В некоторые вёсны, когда вода прибывает несильно, лед может просто истлеть на месте. Размоет его вода, распарит, растопит солнце, и проплывут мимо поселка маленькие льдинки да ледяная каша — вот и весь ледоход. И никакой красоты!

Но какое удовольствие смотреть на настоящий ледоход! Только не так часто его теперь можно увидеть. Разве что на северных да сибирских реках, ниже плотин электростанций. В Центральной России ребятишки уже и не знают, что такое ледоход.

Льдины идут по реке вереницей. Большие и маленькие, грязные и чистые, исцарапанные наклонившимся деревом и перечеркнутые старой лыжней. Вон кусок санной дороги проплыл. Видно, что сено по ней возили. А вон та льдина из лес-промхозовского поселка Речной — вся в тракторных следах, мазуте да солярке, в сосновой коре да еловых ветках. Там готовят плоты под сплав.

Вот из-за поворота появляется огромнейшая льдина. Целое футбольное поле! Кажется, что ее края задевают сразу за оба берега. Если упрется в них — быть затору. По льдине бегает какой-то зверек. В бинокль видно — лисица! Мокрая, хвост волочится по льду. Не доплыла она до поселка и, когда льдина уперлась одним краем в противоположный берег и стала поворачиваться, прыгнула в кусты и, проваливаясь в снегу, исчезла в лесу. А льдина пропахала берег, вывернула