Юный Натуралист 1985-09, страница 34

Юный Натуралист 1985-09, страница 34

ЖИВОТНЫЕ ИГРАЮТ

Сколько существует человечество, столько задумывается оно о поведении животных. Многих древних ученых и философов эта проблема очень интересовала. Множеством школ предлагались разные теории и гипотезы, пытавшиеся объяснить и понять суть действий животных в тех или иных условиях. Эти школы (механисты, атомисты, бихеви-ористы и гештальтисты и др.) можно объединить в две большие группы: механицизм и антропоморфизм.

Механисты вслед за Декартом считали, что животное — это всего лишь машина. Сторонникам же антропоморфизма животное представлялось без малого человеком, существом, способным любить, страдать и рассуждать почти по-человечески.

Чтобы понять секреты поведения животных, необходимо видеть их, наблюдать за ними. Особенно в привычной окружающей среде. Наблюдать и регистрировать лучше объективными методами: киносъемка, магнитофонные записи и записи в дневниках.

Чтобы легче узнать подопытных животных, нередко их метят: выстригают шерсть, красят особыми красками, отрезают кончики ушей. Дают определенное имя или номер.

Полевые наблюдения — это главное, но применяются и лабораторные исследования: методы лабиринта, ширм, изготовление моделей, имитирующих необходимых для эксперимента животных, или построение других конструкций, воспитание детенышей, изолированных от воздействия тех или иных факторов внешней среды, и многие другие приемы исследования.

Этология — наука о поведении животных. Название ее происходит от двух слов греческого языка: «этос» — харак-тёр, нрав и «логос» — учение.

Особая форма поведения— игры. Игра может иметь несколько назначений. Она помогает развить двигательные функции молодого животного, но игра может вестись и ради самой игры. Описывая игру птиц, Салли Керригер, известная английская исследовательница, отмечает: «Трудно не сделать вывода, что в этой игре присутствует элемент веселья».

У некоторых животных есть даже площадки для игр. Один ученый две тысячи часов провел в седле, всюду поспевая

за стадом одичавших коров на юге Франции, в Камарге. Он видел, как коровы, едва переступив границы игровых площадок (на них обычно вся трава вытоптана и есть где побегать), сразу же как по команде начинают играть. Бодаются, гоняются друг за другом, катаются по земле... Телята с воплями восторга скачут, задрав хвосты, и вертятся, пытаясь их поймать.

Обычно играет молодежь, но часто полувзрослые и взрослые коровы не могут утерпеть и тоже скачут.

У гиббонов есть свои излюбленные «игровые» деревья, на которых они часами скачут и качаются, как на турниках. Молодые обезьяны играют весь День с небольшим перерывом, чтобы поесть. «Иногда,— говорит Шовен,— совершенно так же, как бывает у детей, кто-нибудь слишком разойдется и вызовет крик боли у своего товарища. Тогда, тоже совсем как у людей, появляется взрослый самец, он разнимает драчунов, награждает их несколькими шлепками, и игра прекращается.

А у бабуинов дело заходит даже дальше. Создается впечатление, что они специально приходят к своему вожаку, чтобы поссориться и подраться перед ним, а тот выносит приговор».

Как только новорожденная обезьянка вырастает из младенчества, ее принимают в какую-нибудь группу молодых обезьян. Там она играет с товарищами и завязывает дружбу с однолетками, которая годами связывает тесными узами бывших товарищей по играм. С той поры обычно они никогда не расстаются, кочуя вместе всюду, даже если и обзаведутся семьями.

Карл Экли, который много раз бывал в Африке и изготовил для американских музеев сотни «лучших в мире» чучел животных — от слонов до зимородков,— видел, как слонята играли в... футбол. Они скатали из ила большой шар и гоняли его как мяч.

С мячом любят играть обезьяны, свиньи, выдры. Когда мяча нет, то со щепками и корнями; землеройки катают и подбрасывают сухие листья и перья, каланы играют с комком водорослей в воде, а тюлени — с камнями. Дельфины, как мячом, играют морскими черепахами.

В наших местах любят порезвиться речные выдры, животные вообще очень