Юный Натуралист 1987-04, страница 23

Юный Натуралист 1987-04, страница 23

Обозначение границ заповедного участка или территории начинают после того, как будет утверждена документация. Делают по-разному: опахивают участок, развешивают этикетки на столбиках, высаживают деревья и кустарники либо просто ставят колышки с натянутой проволокой или вкапывают столбики и крепят жерди в два ряда. Лучше всего посадить по периметру у границы заповедного места лесополосу в один или несколько рядов из деревьев и кустарников, а на углах закрепить на столбике охранный щит с эмблемой.

Чем ближе охраняемый участок к населенному пункту, тем яснее нужно обозначить его границу и подновлять ее систематически.

На заседаниях Клуба мы еще вернемся к рассказу о микрозаповедниках, о тех конкретных делах, которые будут под силу вам, Почемучки.

Письма, которые мы получаем, говорят о том, что наши Почемучки внимательны и неравнодушны ко всем бедам природы, стараются как-то предотвратить их, а уж если беда случилась — помочь природе.

Читаем письмо, пришедшее к нам с далекого Сахалина.

к чему приводит вырубка леса

Наши места не объявлены заповедными, кажется, их и не собираются охранять. А жаль. Рассказывают, что еще совсем недавно наша речка Горянка была глубоководной, а по берегам ее росли густые леса. Но лес вырубили, и речка обмелела. Теперь даже воробьи купаются в ней, не боясь сильного течения. Здесь буквально воробью по колено. И

еще одну беду принесла вырубка леса: стали осыпаться крутые берега реки. А после наводнений они совсем сползли, овраг подошел к самой дороге и даже захватил часть ее. Сейчас эту дорогу приходится чинить.

Летом мы хотим создать бригаду из школьников, будем сажать деревья вдоль реки. Может быть, хоть частично удастся восстановить лес.

Руфина ЛИ

пос. Горный Сахалинской области

Закрепление оврагов — одно из самых полезных и важных дел для юннатов.

Даем вам задание, дорогие Почемучки! Обойдите свой поселок, город, деревню, оглядите берега речек, карьеры, косогоры. И там, где заметите разрастание оврага,— сажайте деревья и кусты, посейте траву. Это большая помощь природе!

Прислушайтесь, друзья, к предупреждению нашей Почемучки.

не жгите сухую траву!

Наступила весна. Растаял снег, а под ним появилась прошлогодняя трава. И некоторые люди начинают ее жечь, думая, что от этого она будет расти лучше и гуще. Но траве от этого «обновления» лучше не будет. Наоборот, выгорят корни, она станет реже, а на некоторых местах молодая травка не вырастет вовсе.

Такой поджог вредит не только траве, но и насекомым, которые осенью спрятались в землю, а к весне стараются быть поближе к верхнему слою почвы. Огонь уничтожает куколок разных жучков, много других насекомых.

Нельзя жечь траву! Мы вместе с нашей учительницей очень строго следим за этим.

Маша ПОТАПОВА

село Смоленщина Иркутской области

Учительница биологии киевской средней школы № 199 М. В. Кощенко предложила семиклассникам тему для сочинения «Кого я спас или защитил в своей жизни». Она попросила ребят вспомнить и заново оценить свои поступки. Написаны замечательные сочинения, некоторые из них Майя Вадимовна прислала нам в Клуб. Читаем одно из них.

23

песня радости

Однажды летом, когда я отдыхал у бабушки в деревне, мне удалось защитить семью щеглов. Произошло это так. В саду у нас росла старая слива, и бабушка велела выкорчевать ее, чтобы потом на это место посадить молоденькую сливку. Мы взяли топор, лопату, пошли в сад и вдруг... остановились. На самой верхушке дерева сидела маленькая птичка и так пела, что мы боялись пошевелиться. И какая это была птица! Красивая, разноцветная, с красной шапочкой. Она сидела, повернувшись грудью к солнцу, и как будто именно ему пела свою песню. Всмотревшись внимательно, мы увидели среди ветвей другую птичку, копошившуюся в гнезде.

«Бросайте топоры и лопаты — не будем рубить сливу!» — говорю я. Птичка, как будто поняв мои слова, запела еще громче и радостнее. Я давно знаю щеглов, но еще не слышал, чтобы они так пели! Живите, щеглы, на старой сливе — не будем разрушать ваш дом.

Виктор ШЕВЧЕНКО

г. Киев

Прошли те времена, когда биологам приходилось беспокоиться за судьбу еще недавно редкого у нас бобра. В средней полосе европейской части СССР он повсеместно расселился с помощью человека и самостоятельно. Причем теперь он живет не только на малых реках и глухих проточных озерах, но и в менее подходящих для обитания местах. Стал он посягать и на акватории, созданные человеком для хозяйственных целей. Иногда бывают конфликты. Слово управляющему отделением рыбхоза «Березники» Сергею Леонидовичу Спешилову.

подводные виртуозы

Крепкая, жизнеспособная семья бобров поселилась на реке, питающей одно из рыбоводных хозяйств Новгородской области, и заявила свои «права» на магистральный водоподающий канал. Известно, что бобры первым делом стремятся построить плотину на приглянувшемся им водотоке и поднять уровень воды, чтобы замаскировать входы в норы и хатки и добираться вплавь до своих кормовых угодий. Их «главный инженер» внима

тельно изучил конструкцию водорегулирующей заслонки и дал команду своей братии приступить к строительству плотины, иначе говоря, закупорить водослив магистрального канала. Вскоре дежурный рыбхоза сообщил, что воды не хватает, карпы в прудах плохо берут корм и держатся у поверхности, значит, в воде недостает кислорода.

В чем дело? Причину долго искать не пришлось. Бобровая плотина была быстро обнаружена и разобрана. Однако через пару дней четвероногие строители возвели еще более надежное сооружение из ветвей и весьма увесистых жердей. Рабочим пришлось ликвидировать очередную затычку. Прошло еще несколько дней, и вновь та же история...

Решили повнимательнее отнестись к этой неожиданной напасти и, не обижая зверьков, найти способ обеспечить надежное водообеспечение прудов.

На закате дня я подошел к концу во-доподающего канала, где располагалась заслонка. Возле лежали две кучи бобрового стройматериала. Дни перед этим стояли солнечные, поэтому листья на ветвях высохли и потемнели. Одного взгляда хватило, чтобы убедиться: новая «пробка» находилась на стадии строительства. И как они так быстро успевают? Еще взгляд на плотинку — и новый вопрос: почему же все ветви в ней свежесрезанные? Почему бобры не используют прежний материал, лежащий тут же, у плотины? Увы, сообразительность в число достоинств этого зверя, видимо, не входит. Заложенная в скромном мозгу генетическая программа заставляет их вновь и вновь с завидным прилежанием валить растущую рядом с каналом ивовую и ольховую поросль.