Юный Натуралист 1987-08, страница 21

Юный Натуралист 1987-08, страница 21

19

Известно только, что в некоторых местах, где птица раньше обитала, не встретишь сейчас ни одной. Рассказывает о дикуше наш гость Владимир Григорьевич Ба-бенко.

ДИКУША

Метеостанция на севере Хабаровского края называлась глубокотаежной потому, что дорог до нее не было, а ближайшие населенные пункты находились в сотнях километров. Единственная тропа около полукилометра длиной шла до речки. Каждый день работники метеостанции ходили туда измерять уровень и температуру воды.

Я часто ходил по тропе до речки и дальше вдоль берега. У меня был постоянный маршрут. Я учитывал птиц, чтобы выяснить, какие виды в приречном лесу самые многочисленные, какие встречаются реже. И всегда у поленницы дров рядом с яркой бензопилой (работники метеостанции готовились к зиме) я встречал одну птицу, радовался этой встрече и задерживался около нее на несколько минут. То была дикуша. Охотники иногда называют дикушу черным или каменным рябчиком. Она действительно размером и формой напоминает рябчика, правда, несколько крупнее и темнее его. А каменным потому, что птица часто обитает на заросших елью и пихтой каменистых склонах сопок. Ну а почему все-таки дикуша? По-моему, название явно неудачное. Дикуша вроде бы должна бояться, а эта птица, наоборот, подпускает человека почти вплотную.

И моя знакомая не явилась исключением. Она встречала меня каждый день в одном и том же месте, будто знала, что внесена в Красную книгу и ей нечего опасаться. Когда я подходил метра на три, она, как все куриные, быстро взмахивая крыльями, перелетала на соседнюю пихту и оттуда спокойно следила за мной.

Раньше охотники, встретив дикушу в лесу, не тратили на нее дорогих в то время пороха и дроби, а срезали длинный прут, к концу его прикрепляли волосяную петлю, осторожно накидывали ее на шею доверчивой птицы и стаскивали черного рябчика с дерева. А дикуша вместо того, чтобы улететь, внимательно следила за всеми этими приготовлениями.

Правда, охотники издавна считали дикушу слишком легкой добычей и к тому

же невкусной. Дикуша в отличие от рябчика питается почти исключительно хвоей пихты, поэтому мясо у нее имеет смолистый запах.

Дикуша — эндемик Советского Союза. Живет только в нашей стране в елово-пихтовых лесах южной Якутии, Приамурья, Приморья и Сахалина. Летом ее еще можно встретить в лиственничниках, кедровом стланике и на пограничных с лесом болотах. В это время черный рябчик разнообразит свое меню зелеными частями растений, семенами, ягодами, изредка питается насекомыми. Но зимой эта птица держится только там, где есть пихта.

Недавно известный орнитолог, специалист по изучению птичьих голосов Б. Н. Вепринцев впервые в нашей стране, да и, наверное, в мире, сделал интересный фильм о черном рябчике. Наиболее запомнились кадры брачного поведения этой птицы. Самец подскакивал, зависал над землей, издавая протяжный вибрирующий звук. Он, как токующий миниатюрный глухарь, закидывал голову, распускал веером хвост и издавал щелкающие звуки. И при этом птица совсем не боялась человека — она самозабвенно исполняла свою песню буквально у ног кинооператора. Такой своеобразный красочный ток дикуши, где одновременно собираются до 5—7 самцов, можно наблюдать со второй половины апреля.

В кладке у дикуши бывает 8—15 бледно-бурых, с темными пестринами яиц. Маленькие птенцы под предводительством своих мамаш выходят на прогулку в конце июня.

Дикуша и так редка, а численность ее продолжает сокращаться. И повинны в этом рубки и пожары темнохвойных лесов. С исчезновением пихты исчезает и дикуша: в других лесах она не может существовать. К сожалению, и доверчивость птицы приносит ей беду. А ведь дикушу можно сохранить. Если люди будут заботиться о ней, как москвичи о диких кряквах, которые в массе гнездятся в городе и стали декоративными птицами, то почти с уверенностью можно сказать, что дикуша перестанет быть редкостью.

У нас в гостях Владимир Павлович Максимов из г. Байкальска, расположенного на южном берегу озера Байкал. Он рассказывает о своем походе по сибирской тайге в один из летних дней.