Костёр 1985-10, страница 35

Костёр 1985-10, страница 35

стулья, складной стол, лампа под абажуром на столе, часы с боем, а не ходики. Отец поэта, Александр Никитич, до революции работал в Москве приказчиком в мясной лавке. Отсюда и городская обстановка. В то время было принято мужчинам из села уезжать на заработки в Москву.

На Приречной стороне, наискосок от дома Есениных, стоит красивая, белокаменная Казанская церковь, построенная в 1.779 г. Дальше был барский дом, окруженный красивым тенистым парком, —

дом Лидии Ивановны Кашиной. Образованная, умная и чуткая, Лидия Ивановна очень много значила в жизни Сергея Есенина. Она и стала героиней поэмы «Анна Онегина». После революции Лидия Ивановна отдала дом крестьянам. Сейчас в нем литературно-мемориальный музей Есенина. Бережно, с любовью собирают здесь письма, фотографии, книги, документы, год за годом рассказывающие о жизни великого поэта.

Посетители идут и идут к до-мик\ Есенина, приносят цветы,

смотрят на тополь, который поэт вместе с сестрой Катей посадил в 1924 году, разглядывают шубу-шушун матери, она висит на стене.

...Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне...

Написал он про эту шубу в стихотворении «Письмо к матери».

Сестры поэта вспоминали,

что, когда Сергей Есенин приезжал, все в комнате он переставлял по-своему, везде — на подоконниках, на столе — появлялись книги, писал он всегда карандашом. А летом часто уходил в амбар, там и кровать его стояла, закрывался на сутки и работал.

Много сюда приезжает школьников. Спрашиваю: «Наверно, из Рязани? Из Москвы? Все-таки недалеко, от Рязани — час, от Москвы — 3,5 часа езды». Нет, говорят, из Читы, из Архангельска, из Вологды, с Украины, с Кавказа. На каникулах многие ребята работают, чтобы на заработанные деньги классом приехать сюда, в село Константинове, ставшее святым местом для всех, кто любит стихи Сергея Есенина.

О. ФИЛИПЕНКО Рисунки автора

Они встретились в пятнадцатом году — лучший поэт России Александр Блок и совсем еще юный, никому не известный, приехавший со стихами, завернутыми в деревенский платок, Сергей Есенин.

Наступала весна. По улицам Петрограда еще мела поземка, была скована льдом река Пряжка, тополя возле дома Блока на ее берегу еще не освободились от снега... Есенин жизнерадостен, весел. Он весь — надежда. Он чувствует прилив сил, ему девятнадцать лет!.. А Блок устал, очень устал; мрачные мысли, на душе — тяжесть, разрыв с друзьями не так далек... Дневниковые записи тех дней: «упадок сил», «тоска», «усталость», «усталость»... И вдруг: *

«Днем у меня рязанский парень со стихами».

«Стихи свежие, чистые, голосистые...»

Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес.

Слуха ют ракиты Посвист ветряной...

Край ты мой забытый, Край ты мой родной!..

Быть может, эти, быть может, другие стихи он читал в тот день Блоку, а Блок внимательно слушал, а потом подарил свою книгу — «на добрую память» и помог советом. И написал рекомендательное письмо своим знакомым — важное, необходимое письмо — ведь пришел к нему Есенин прямо с вокзала.

Через год вышел первый сборник стихов, за ним — второй, третий, десятый... Вот они. Очень разные книги. Более двадцати книг издается при жизни Есенина. И в каждой главное то, что выразил он однажды простыми словами: «Я люблю родину. Я очень люблю родину!»

...За год до войны стихи и поэмы Есенина выходили в основанной А. М. Горьким серии «Библиотека поэта». В то время не изучали Есенина в школе, и книги его издавали не часто. Но знали, любили... Этот небольшой томик стихов легко помещался в карман гимнастерки. Многие потом уходили на фронт вместе с Есениным.

Такие у него были стихи. Такие книги.

с. носов

30