Пионер 1989-12, страница 47

Пионер 1989-12, страница 47

О Пойвбере Левине

Его звали Боря, Борис, а друзья — просто Бобой. По-взрослому, с отчоством — Борис Михайлович, Но когда он стал писать и нвчимал печататься, уже был один писатель с тем же именем, отчеством и фамилиеи— правда, жипший а Москве,— Борис Михаилович Левин. И двух Борисов Михайлооичой Левиных, наверное, стали бы путать, а о литературе это и не принято и неудобно. И тогда Самуил Яковлевич Маршак, который, кажется, и привлек Бобу Левина в детскую литературу, спросил ого: «А кок вас назвали при рождении? Наверное, по-древнееврейски — Дойвбер?» — «Да, Дойвбер»,— сказал Боба Левин.— «Вот и хорошо,— сказал Маршак,— с этим именем вас никто но спутает с другим Борисом Левиным». Так а литературе появился новый писатель, Дойвбер Левин.

Дойвбер Лавин был родом из Белоруссии, из местечка Ляды. В семнадцать лет он поехал учиться в Петроград и в ту пору, когда с ним познакомился Маршак, учился в Институте истории искусств на театральном отдалении, потому «по собирался стать актером и режиссером в театре.

Но, как всякого молодого и талантливого человека, его влекло в разные искусства: учился на театральном, а в это жо время писал рассказы и повести.

Тут судьба свело его с такими же молодыми, кок он, и очень талантливыми поэтами: Даниилом Хармсом, Александром Введенским, Николаем Заболоцким... Они, конечно, дружили и мечтали о новых, никем еще не пройденных путях в поэзии. Бобе Левину было с ними очень хорошо. Он тожо мечтал о своем, не похожем ни на чей театре.

А друзья как рал затевали объединиться в литературно-театральную группу. Она вскоро обосновалась в стенах ленинградского Дома Печати на Фонтанке. И к имени каждого прибавилось необычное, происходящее от названия этой группы прозвище — обэриут. Обэриут Даниил Хармс. Обэриут Александр Введенский. Обэриут Борис Ловин... Когда обэриуты начали готовить свой первый большой вечор — с чтением стихов, представленьем по пьесе Хармса и показом кинофильмов собственного изготовления,— Бобе Левину, помимо участия в постановке пьесы, было поручено едва ли не самое сложное — придать вечеру особую театральность, неожиданные эффокты. В афишо так и значилось: «Театрализация вечора — Б. Левин».

В другой раз. в спектакле «Зимняя прогулка», по пьесе обэриутов И. Бехтерева и Д. Хармсо, он артистично, великолепно сыграп одну из ропей.

Однако ни актором, ни театральным режиссером Боба Левин всо же не стал, а стал писателем и прежде всего — писателем для детей, хотя писал и совершенно «взрослую прозу», я даже назову заглавие одной из его повестей — «Похождения Феокрита». К великому сожалению, рукописи «взрослой прозы» Дойвберо Ленина не сохранились, ими жгли печку в блокадном Ленинграде.

Первым напечатанным рассказом Дойвбера Левина и был странный, почти фантастический рассказ «Полет repp Думкопфа». Веселое заложено уже о самом названии рассказа, потому что по-немоцки «герр» — уважительная приставка к фамилии. Как по-русски— «господин». А «Думкопф* значит по-немоцки дурак Вот и судите сами, как это смешно. А рассказ начинается как бы с серьезных вещей, с мыслой о том. какие бывают на свете изобретатели.

Дойвбер Ловин написал для детой несколько очень интересных книг: «Десять вагонов», «Вольные штаты Славичи-, «Улица Сапожников», «Лихово»... Это были повости о жизни еврейского местечка, о детях, застигнутых там гражданской войной. Наверное, когда Дойвбер Левин писал их, он аспоминап свои Ляды, детство... Все эти книжки вышли в 30ч> годы и с тех пор не переиздавались.

Когда началась война, Дойвбер Левин ушел на фронт, в Действующую Армию. Из письма его жены мы знаем его последний адрес: 618-й пулеметио-стрелковыи 1062 стрелкового попка 1-й батапьон, 1-я пульрота, 2-й взвод. Дойвбер Левин, прекрасный детский писатель, был командиром стрелкового взвода и погиб в бою под Ленинградом, у станции Мга. в декабре 1941 года. Ему было 37 лет.

В повести «Десять вагонов- он вывел себя под имонем писателя Ледина. Вот Ледин знакомится с детдомовцем.

«— Моня Иёня звать,— сказал мальчишка.— А тебя как?

— А моня Ледин,— сказал гость.— Борис Михайлович Ледин.

— Педагог ты, что ли? — спросил мальчишка, внимательно оглядывая гостя.

— Нет, не подагог,— сказал тот,— писатель я. Книги пишу.

— Ну? — усомнился Иёня.— А какие, например, книги?

— А всякие,— сказал гость,— и для ребят писал.

— А где писал? — все еще не верил Иёня.

— Вот в «Пионере» писал,— сказал Ледин.— «Пионера»-то читаешь?

— Читаю.

— Рассказ про ученого немца читал?

— Читал.

— Так это я написал.

— Ну! — обрадовался Иёня и вдруг перешел но «вы».— Читал я ваш рассказ, честное слово, читал. Так это вы написали?

— Я.

— Здорово! — Иёня гордо оглядел ребят,— какого, дескать, зверя привел, а? — Вот здорово! — крикнул он.— А немца этого вы знали, что ли?

— Как я ого мог знать, когда он умер лет сто назад? — сказал Ледин.— Рассказывали мно про него...»

Рассказ «Полет горр Думкопфа» (в первом варианте) был напечатан в «Пионоро» шестьдесят лет назад,

теперь этого номера журнала уже и в библиотеках но найти. А гак хочется, чтобы и сегодня читатели «Пионера- узнали про писателя Дойобера Левина и прочли один из лучших его рассказов!

Владимир ГЛОЦЕР

45