Техника - молодёжи 1945-03, страница 20

Техника - молодёжи 1945-03, страница 20

Ремонт под водой —особо трудоемкая работа. И это должны предусмотреть строители. Поэтому при переходе через реки укладываются параллельно две ветви газопровода. На обоих берегах реки каждая ветвь будет иметь задвижки, которые выключают ту ветвь, на которой произошла авария.

Сравнительно легко газопровод прокладывается через отлогие овраги. Здесь трубы проводятся под землей, как и на ровном месте. Через овраги же, имеющие крутые берега, размываемые водой во время дождей и весенних паводков, перебрасываются специальные мостики, по которым и протянутся трубы.

Сложнее проложить газопровод под железными дорогами, Здесь применяется горизонтальное бурение. Строителям придется прорыть 15 тоннелей. Под железными и шоссейными дорогами газопровод укладывается в специальном стальном кожухе. Этот кожух представляет собой трубу большего диаметра, чем сам газопровод. Он предохранит газопровод от нагрузок, которые будут передаваться на грунт при движении поездов, тракторов и машин. В случае разрыва газопровода под полотном железной дороги газ распространится по этому кожуху и выйдет на поверхность

лишь в 40—50 метрах от дороги. Это предотвратит взрыв газа от искр, вылетающих из топок паровозов.

Когда газопровод полностью уложат, наступит пора предварительных испытаний* На отдельных участках газовая сеть подвергнется давлению газа, несколько большему, чем рабочее давление. Лишь после aforo газопровод и все сооружения будут сданы в эксплоатацию.

Сколько потребуется времени для наполнения всего газопровода?

При нормальной работе среднее давление газа в газопроводе равно 36 атмосферам. Геометрический объем газопровода составит 55000 кубических метров. Чтобы заполнить этот объем газом при давлении в 36 атмосфер, потребуется около 2 000 000 кубических метров газа. Поэтому заполнение •газопровода газом продолжится около двух суток!

Центральный диспетчерский пункт газопровода будет находиться в Москве. При помощи селекторной связи, такой же, как на железных дорогах, диспетчер в любое время сможет вызвать каждую компрессорную станцию, газораспределительные пункты и промысловых диспетчеров.

Так же как и на железной дороге, трассу газопровода будут обслуживать обходчики. Участок каждого обходчика —10 километров.

Д. АЛЕКСЕЕВ

Топки паровых котлов теплоэлектроцентралей, работающих на угольной пыли, теперь могут быть «по совместительству» и цементными заводами. Тепло, получаемое в них при сгорании угольной пыли, превращает не только воду в пар, но и отходы топлива — золу — в ценный строительный материал — зольный цемент, или, как его называют, ТЭЦ-цемент. Это новое вяжущее вещество, заменяющее лучший цемент — портланд-цемент. Оно получается в топке попутно, мимоходом, без дополнительного оборудования. Всюду, где в топках сжигается угольная пыль, можно получать ТЭЦ-цемент, не нарушая нормальной работы станции.

Каким же образом топка котельной превращается одновременно и в цементный завод?

Никаких чудес здесь нет. Советские инженеры в трудное военное время нашли способ использования в строительном деле несгорающей части угольной пыли -— мельчайшей золы, уносимой топочными газами.

На теплоэлектроцентралях топочные газы не уходят после парового котла сразу в воздух. Их предварительно очищают от золы специальными аппаратами, называемыми мультициклонами. Такие аппараты установлены почт» на всех современных теплоэлектроцентралях. Мультициклоны здесь улавливают из топочных газов довольно много золы. Ее накапливается сотни тонн. Выбрасывать эту золу на свалку было бы неразумно.

Анализами установлено, что в ней содержатся ценные вещества. Отказываться же от пылевидного топлива лишь потому, что с топочными газами увлекается много золы, нельзя по следующим причинам.

Ученые нашли, что из трех видов топлива — твердого, жидкого и газообразного—наиболее полно отдает свое тепло при сгорании газообразное топливо, меньше — жидкое и еще меньше —

твердое. Теперь все чаще перед сжиганием твердое топливо стараются «облагородить», то есть повысить его теплоотдачу.

Одним из способов такого «облагораживания» твердого топлива, в частности! угля, является его измельчение до пылеобразного .состояния. Особенно это выгодно для низкосортных углей,— их теплоотдача» при этом значительно повышается.

Для измельчения угля на теплоэлектроцентралях установлены специальные угольные мельницы. Вся масса угля, поступающего на станцию в виде кусочков различной величины, проходит через эти мельницы и превращается в угольную пыль, которая и направляется затем в топки паровых котлов.

За последние пятнадцать лет получило широкое распространение сжигание угля в виде пыли. Эта пыль, попадая в топку, мгновенно вспыхивает. При этом возникает такое стремительное движение топочных газов, что они уносят с собой мельчайшие негорючие части угля — золу.

Угольная пыль вдувается через особые горелки под большим давлением. В топке образуется вихрь, облако пыли, и уголь сгорает на лету. Процесс горения угольной пыли по интенсивности: приближается к горению жидкого или газообразного топлива.

До последнего времени зола, улавливаемая мультициклонами из топочных газов теплоэлектроцентралей, использовалась строителями как добавка в вяжущие (цементирующие) вещества. Например, угольная зола, вводимая как добавка к вяжущему веществу, портланд-цементу, значительно снижала его расход.

И вот, наблюдая эти ценные свойства некоторых сортов угольной золы, советские инженеры пришли к мысли получать в топке парового котла вместо угольной золы, цемент.

Необычную картину можно было наблюдать около угольных мельниц некоторых теплоэлектроцентралей. К углю, прежде чем его подать в мельницу, прибавляли куски явно негорючего вещества — известняка. И прибавляли немало; от 15 до 25 процентов.

Смесь угля и известняка превращалась мельницами в пыль. Через те же горелки и под таким же давлением ее направляли в топку парового котла. Пылевидная смесь интенсивно горит.

Термопара показывает температуру в топке — 1200—1400 градусов. Топочные газы стремительно несутся по газоходам. Мультициклоны работают исправно. Но золы они дают теперь несколько больше, чем раньше. Но это уже не прежняя малоценная зола, а зольный цемент — ТЭЦ-цемент.

Что же произошло? Случилось необычное. Топка стала цементным заводом! В топке котла ТЭЦ провели почти тот же процесс, что и на цементном заводе. В топке, так же как и на цементном заводе, известняк подвергается обжигу и превращается в окись кальция. В то же время при сгорании угля его негорючие примеси — кремнезем, глинозем и окислы железа — накаливаются и оплавляются. Затем они химически соединяются с накаленной же окисью кальция, получившейся из известняка. В результате этой химической реакции, проведенной в топке мимоходом, образуется порошкообразный продукт. Он подхватывается ураганом топочных газов и выносится из пекла. А мультициклоны делают свое обычное дело: они отделяют этот порошок от топочных газов. Этот порошок и оказался тем ТЭЦ-цементом, ради получения которого и примешали известняк к углю.

Полученный из мультициклонов ТЭЦ-цемент без всякой дополнительной обработки готов к употреблению как вяжущее вещество.

Зола — отходы котельных теплоэлектроцентралей — благодаря творческой работе советских новаторов техники превращена в ценнейший строительный материал. *

18