Техника - молодёжи 1945-07-08, страница 9

Техника - молодёжи 1945-07-08, страница 9

РУССКОЙ АВИАЦИИ

Первые авиационные заводы- в России развились из мастерских, в которых ремонтировались самолеты иностранных летчиков, приезжавших в Россию» на гастроли, и аппараты первых русских авиаторов. Но уже очень скоро появились заказы' не только на починку, но и на производство новых самолетов.

Так ® 1909 году зародилась русская авиационная промышленность, которая через год после своего рождения нача-ла выпускать самолеты. Первому детищу русских авиационных инженеров, выпущенному на основе конструкции Анри Фармана заводом «Первого все-российского /товарищества &оздухоплш-вания», было присвоено имя нашей великой родины — биплан был назван «Россия-А», Самолет «Россия-А» был тепло встречен авиационными* кругами страны. Еще до прохождения летных испытаний он получил весной 1910 года на III международной автомобильной выставке в Петербурге награду — сере-бряную медаль военного министерства — и был куплен Всероссийским' императорским аэроклубом. Стоимость русского летательного аппарата была почти в полтора раза( меньше* стоимости иностранных аэропланов, и если Фармая продавал свои аппараты за, 14 тысяч рублей, то за «Росси-ю-А»1 Всероссийский- аэроклуб заплатил заводу всего лишь 9 тысяч рублей.

Нам. теперь -кажется странным, что награду получил аэроплан, еще ни разу не поднимавшийся в воздух. Во самолет в основном воспроизводш' известную конструкцию Фармана»^ и специалисты не сомневались в том, что он палетигг. Если же учесть, что выпускаемые Фарманом во Франции самолеты были очень грубо и небрежно сделаны, в то время как самолет «Россия-А» восхищал тщательностью отделки, то станет понятной причина награды.

В наше время, когда самолетострои. тельные заводы представляют собой гигантские комбинаты, выпускающие десят-ки машин? в сутки, интересно посмотреть, как выглядел авиационный еавод на заре развития авиации.

Завод «Первого всероссийского товарищества воздухоплавания», оборудованный в январе 1910 года на Корпусной улице в Петербурге, занимал площадь всего лишь1 в 4 тысячи, квадратных метров, а его энергетической базой была паровая машина мощностью в 60 лошадиных сил. Но, несмотря на столь малые раз-

Инж. Mf АРЛАЗОРОВ

меры, это был авиационный завод, а не кустарная мастерская.

В отдельном здании было сосредоточено энергетическое хозяйство: паровая машина, кочегарка, электростанция, В других размещались* цехи (называемые тогда мастерскими): механический, деревообделочный, швейный, литейный, сборочный. Место для завода было выбрано с учетом возможности его будущего расширения. Завод располагал но-вейшими станками для обработки дерева и металла; при деревообделочном цехе имелась первоклассная сушильня, в которой при помощи паровых труб и электрических вентиляторов обеспечивался необходимый режим сушки. Многого из этой технической оснастки не было даже на иностранных авиационных предприятиях.

Руководство завода, правильно оценив значение подготовки производства, привлекло к работе лучших инженеров, обеспечив им условия для работы. Кроме производственных! цехов, на заводе имелась прекрасная чертежная, лаборатории- «по испытанию дерева и полотна, аэродинамическая лаборатория и т. д. Инженеры завода проводили большие работы по использованию отечественных материалов.

Благодаря отличной! подготовке производства завод строил самолет в течение одного месяца и мог уменьшить этот срок в экстренном случае до двух недель, в то время как на иностранных заводах аэроплан строился не менее трех месяцев.

В тихую погоду на рассвете 15 августа 1910 года «Россия-А» прошла первые летные испытания. »На Гатчинский аэродром приехал» из Петербурга инженеры, строившие этот самолет: директор завода С. С. Щетинин, заведующий производством' Дьвбчииский, конструкторы Ребиков и Б. Н. Воробьев.

Заводской авиатор-испытатель В. А. Лебедев, в прошлом велогонщик и автомобилист, незадолго до этого получивший во Франции диплом пилота-авиатора, занял- свое место в машине. По указанию Лебедева механик несколько раз провернул! винт, и мотор быстро дал достаточную тягу. Чтобы мотор развил необходимое для взлета число оборотов, -рабочие, ухватив аэроплан за хвост, держали его на- месте. По знаку пилота они отпустили машину, и «Россяя-А» быстро унеслась1 в воздух, Дальность первого полета была свыше двух километров. «Россия-А» выдержала экзамен, и через неделю, 21 августа 1910 года, при большом стечении публики состоялся первый публичный полет этого аэроплана.

Вот как описывает это событие популярнейший в то время авиационный журнал «Вестник воздухоплавания»:

«Когда наконец! был выведен из ангара- биплан «Россия-А» ш отведен к месту взлета, огромная толпа публики двинулась за ним. Присутствовавшие при этом офицеры лейб-гвардии Кирасирского полка любезно вызвались с помощью своих команд поддержать' по-

7