Техника - молодёжи 1951-06, страница 35

Техника - молодёжи 1951-06, страница 35

В. БОЛХОВИТИНОВ

Рис. Н. КОЛЬЧИЦКОГО

ВЛАДИМИРСКИЙ МАЛЬЧИК

Плотно захлопнуты ставни на окнах в детской. Но сквозь крошечную дырочку, проколотую раскаленной спицей в ставне, золотистой кисточкой пробивается свет яркого летнего дня. Эта кисточка умеет рисовать. И еще как! Ученик владимирской гимназии Саша Столетов ставит на пути света распахнутую тетрадку, и на ней возникает прелестная картинка, нарисованная яркими, свежими красками. На ней кусок улицы, видной из окна столетовского дома, и Рождественский монастырь, вырисовывающийся на ярком ультрамариновом небе. Картинка эта удивительная — она живая: по мостовой проезжает крохотная извозчичья пролетка, идут крошечные человечки. И пролетка и человечки движутся вверх ногами. Ведь все на этой картинке перевернуто.

На опыты, устраиваемые Сашей, приходят смотреть, как на представления, и сестренки, и младший братишка, и самый старший брат Василий, и даже сама Александра Васильевна — мать Саши.

Физика — это последнее и самое сильное увлечение Саши Столетова. Оно пришло незадолго до окончания гимназии. Любознательному, разносторонне одаренному мальчику, всегда учившемуся на круглые пятерки, трудно было определить, к чему же его влечет сильнее всего.

Мальчик прошел через множество увлечений. То это декламирование стихов, то составление гербариев, то занятия музыкой.

Внимательно следя за тем, чтобы сестра Варя аккуратно занималась музыкой, Саша и сам, самоучкой, тайком, начал учиться играть на рояли. За этими занятиями его врасплох однажды захватил учитель Вари. Учитель был поражен его успехами. После этого и Саша стал брать у него уроки. Занятиям музыкой он отдавался с такой страстностью, что одно время стал всерьез подумывать о том, не посвятить ли себя целиком музыке.

В ранние годы у него появилась страсть к литературному творчеству.

Он писал стихи, вел дневник, а в пятом классе гимназии начал выпускать вместе со своими товарищами рукописный журнал. Все, что писал в нем Саша, отмечено печатью определенного литературного таланта. Особенно хороша повесть «Жизнь и похождения Агафона Ферапонтовича Чушкина», написанная в 1853 году. Читая ее, видишь, что подросток многому научился у любимого им Гоголя.

Четырнадцатилетний мальчик гневно осмеивает формализм, косность, мертвящий педантизм, насыщавшие гимназическую атмосферу.

Рассказывая о своих соучениках, Саша определенно обнаруживает демократические симпатии.

«У нас были, — пишет он, — еще особого рода ученики, — это аристократы. Таковыми считались дети судьи, городничего, исправника и т. п. С этими господами каждый школьник положил себе за правило не связываться. Эти ученики составляли какую-то

«Мы хотим узнать о вы- ! дающихся русских ученых». < Из выступления тов. Дмнт- ? риева на читательской конференции журнала на заводе имени Сталина.

независимую, отдельную нацию. Никто не входил с ними в короткое знакомство; они не мешались в школьные игры и шалости и, по словам одного ученика, недостойны были даже названия школьника».

Подросток искренне возмущался системой раболепия, взяточничества, подкупа, господствовавшей в николаевской России.

«...Начиная с последнего сторожа, который отпускал домой оставленного без обеда лентяя, если тот давал ему пятак серебра или гривну на водку, до смотрителя, этого важного для нас лица, но немилосердно гнувшегося и унижавшегося в присутствии директора или ревизора, — все жило на расчетах», — писал Саша.

Детство будущего ученого было хорошим.

Семья отца Саши — Григория Михайловича Столетова, владельца небольшой лавочки и мастерской, — была необычной в купечестве.

Самодурства, грубости, жестоких наказаний для детей — ничего этого в семье Столетовых не было.

В доме Столетовых знания ценили, покупали книги, выписывали журналы. Детей с ранних лет приучали к труду, учили уважать труд другого человека.

Развитый не по годам, Саша отнюдь не был маленьким старичком, замкнутым и необщительным.

Особенно тесная дружба связывала Сашу со старшим братом Николаем, будущим прославленным полководцем, героем обороны Шипки во время русско-турецкой войны. Николай был для Саши первым советчиком и наставником. Он следил за его занятиями, руководил выбором книг, которые читал брат, учил его языкам. Саша восхищался Николаем, который, блестяще окончив университет, добровольно солдатом ушел на защиту Севастополя.

Саша, в свою очередь, был хорошим наставником для своих сестер и младшего брата. Для них он был непререкаемым авторитетом. «Если бы Саша сказал, что в какой-нибудь книге я не должна читать какой-нибудь страницы, я на эту страницу и не заглянула бы», — говорила его младшая сестра Анна.

К окончанию гимназии Саша уже отчетливо наметил свой жизненный путь: он будет физиком.

Физика! Как величавы и всеобъемлющи ее законы! Арена действия сил и явлений, изучаемых ею, — весь мир, все мироздание.

Трепетание маятника карманных часов и колыхание океанских волн, мерцание гнилушки и ослепительное пыланье солнца, круженье колес машин и стремительный бег планет вокруг Солнца, пение скрипки и грохот взрывов, рождение бисера искр в электрической машине и возникновение гигантских молний, тепло дыхания и жар плавильных печей, упрямство стрелки компаса, смотрящей всегда на полюсы, и притяжение железного гвоздя к магниту — все это подвластно законам, открытым физиками.

Законы, управляющие физическими явлениями и процессами, необходимо знать и астроному, и геологу, и химику, и врачу, и метеорологу. Физику должен знать и любой инженер Ведь она основа всех инженерных наук. В разнообразные двигатели, машины станки и сооружения воплощаются победы, одержанные физиками. И как увлекательна и как интересна физика, как романтична борьба за открытие тайн природы!

Как и Николай, Саша окончил гимназию с золотой медалью. Наконец-то осуществится его мечта — он станет студентом Московского университета.

33