Техника - молодёжи 1953-07, страница 13

Техника - молодёжи 1953-07, страница 13

ний рода

Доктор исторических наук, профессор А. АРЦИХОВСКИЙ, аспирант В. ЯНИН

еболыной свиток березовой коры, очень похожий на тысячи других свитков, извлекаемых археологами из многометровой толщи культурных напластова-Великого Иовго-Это может быть поплавок - такие поплавки до сих пор употребляют новгородские рыболовы. Не исключена возможность, что свернувшийся кусок бересты в свое время был просто отходом производства плотника: щепы и коры так много в новгородской почве, что она сейчас слегка пружинит под колесами автомашин. Но нет, эта береста особенная: на коре хорошо видны процарапанные знаки. Каждый свиток археологи тщательно осматривают, а некоторые отправляют в лабораторию экспедиции. Здесь экспедиционный реставратор долго размачивает свиток в специальном составе, затем бережно расправляет его, зажимает между двумя стеклами и укладывает в гипсовую форму. Гипс предохранит бересту от быстрого высыхания, не даст ей покоробиться и позволит прочесть на ней процарапанную надпись, отдельные буквы которой удалось обнаружить при осмотре свитка на раскопе.

Надпись на бересте! Еще два года назад о существовании таких надписей в древнем Новгороде можно было только догадываться. Сохранились берестяные письма и книги, написанные в Сибири в XVII и XVIII веках. Но о применении бересты для письма в древней Руси исторические источники упоминают только один раз, в «Житии Сергия Радонежского» — современника Дмитрия Донского. Из единичного факта, единственного упоминания нельзя делать каких-либо обобщающих выводов. Всякий раз такие свидетельства нуждаются в тщательной проверке. Вот почему в Новгороде, где прекрасно сохраняются с древних времен дерево и береста, археологи уже не первый год развертывали один за другим тысячи свитков березовой коры. В течение двадцати лет этот труд не давал желаемых результатов. Удалось собрать сотни поплавков, пришлось выбросить тысячи случайных кусочков бересты. И только 26 июля 1951 года при раскопках на Неревском конце древнего Новгорода был найден первый берестяной свиток, сплошь исписанный русскими буквами XV века. На другой день нашли вторую грамоту, затем третью, а к концу раскопок 1951 года было обнаружено уже 10 грамот. В 1952 году, когда раскоп был значительно расширен, были найдены еще 73 грамоты.

о рода

Рис. С. НАУМОВА

Вверху: фотография грамоты на бересте. Письмо от Петра к Марье (XIII—XIV вв.) Внизу: древнейшее русское письмо XI века на бересте (рисунок;.

Почему же только через 20 лет поиски археологов увенчались, наконец, успехом? Почему в течение долгих лет не удавалось найти ни одной грамоты, а потом они стали попадаться буквально каждый день?

Чтобы понять причину такого, казалось бы, странного явления, нужно разъяснить, что такое культурный слой и как археологи выбирают место раскопок.

Культурный слой является важнейшим признаком, по которому археологи узнают места поселений древних людей. Везде, где когда-нибудь жили люди, они оставляли после себя массу самых разнообразных следов своего существования. Выбрасывались в землю ненужные или поломанные вещи, разбитые горшки, кости. После строительных работ на земле оставался мусор: щепки, обломки кирпича, опилки. После частых тогда пожаров к этому мусору прибавлялось большое количество угля, золы, обгорелого дерева. Люди разравнивали пожарища, присыпали их чистой землей и строили новые дома. Те части старых построек, которые во время пожаров находились в земле и не обгорали, так в земле и оставались. Настилали новые мостовые, так как старые рано или поздно оказывались ниже уровня прилегающих рядом участков. Культурный слой постепенно нарастал. На толщину его влияли почвенные условия. В одних местах древесина сохраняется хорошо, в других она совершенно исчезает. А ведь главную часть средневековых культурных отложений составляют щепки - отходы строительных работ, остатки деревянных построек, деревянные вещи. В новгбродской почве дерево сохраняется идеально. Отсюда становится понятным, почему культурный слой Великого Новгорода, образовавшийся за тысячу лет, достигает семиметровой толщины, а мощность культурного слоя Пскова, более древнего города, не превышает двух метров: в псковской почве древесина быстро загнивает и разрушается.

Слои различаются не только по толщине, но и по составу находок, встречающихся в них. Одно дело, когда раскопкам подвергается обычный жилой район, другое - когда в раскоп попадает район административный. Одни вещи чаще попадаются при раскопках слоев на месте прежних улиц и домов, другие - на месте задворков. До производства самих раскопок очень трудно предугадать, с каким слоем придется встретиться на этот раз. Многое могут археологу подсказать летописи, упоминающие отдельные районы и улицы, древние названия их, иногда сохранившиеся до наших дней. Но еще больше дают небольшие разведывательные раскопки.

Такие раскопки в Новгороде предпринимались много раз до Великой Отечественной войны. Подготовительная работа к большим раскопкам велась по многим направлениям.

Например, окончательно установилась методика раскапывания культурного слоя. Для будущих исследований добытого материала очень ввжно точно зафиксировать место находки каждой вещи. Для этого при раскопках широко применяется метод координат. Большой четырехугольник раскопа разбивают на равные квадраты, по углам которых забивают колышки.

Нан определить уровень науки и техники наших дальних пред нов, восстановить нартины их прошлой wshuV — спрашивают в своих письмах В, Гайденно из г, Воронвма и И, Вирцев из г, Астрахани,

ti