Техника - молодёжи 1954-08, страница 37

Техника - молодёжи 1954-08, страница 37

некотором расстоянии от поверхности холодильника сковородка, перемагни-чиваясь мощным магнитным полем, накаляется до двухсот градусов.

В корзине с цветами спрятано телемеханическое устройство с радиусом действия в пятьдесят метров. Передаваемые с центрального пульта из-за кулис импульсы заставляют срабатывать то или другое реле, включающее лампочки желаемой окраски.

Разговор по лишенному проводов телефонному аппарату осуществляется при помощи ультракоротковолновой радиостанции и разбросанных по зрительному залу замаскированных микрофонов и репродукторов.

Передача этой же закулисной радиостанции принимается миниатюрным четырехламповым приемником, вмонтированным в коробку от папирос «Казбек».

Наиболее сложно устройство «говорящей собаки». Это подлинный шедевр телемеханики. Импульсы, передаваемые по эфиру с центрального пульта, включают те или иные соленоиды, приводящие в движение лапы, хвост, голову, уши собаки. Специальная установка заставляет челюсти куклы двигаться синхронно с звучанием слов, передаваемых через вмонтированный в аппарат репродуктор.

Бесспорно, аттракцион «Чудеса без чудес», оформленный Центральной студией циркового искусства, еще далек от совершенства. На столь богатом научном материале значительно интересней могло бы быть сценичное разрешение номера (автор текста Н. Эрдман); нуждается в серьезной доработке режиссерская композиция (постановщик А. Птушко) и актерское исполнение.

В результате всего этого подлинные чудеса современной техники, выполняемые при помощи сложнейшей аппаратуры, выглядят порой менее эффектно, нежели примитивные обманы «фанерных иллюзий». Осмотр технической «кухни» аттракциона, заполняющей закулисное пространство, пожалуй, оставляет более сильное впечатление, чем самый спектакль.

Но все это вещи вполне поправимые. Жаль, что сам автор не нашел еще четкого принципиального отношения к своей работе.

Назвав свой номер «Чудеса без чудес», артист как бы подчеркивает решительный отказ от традиционного обмана зрителя. Такое название предполагает обязательное раскрытие хотя бы части трюков, наглядный показ техники, лежащей в их основе.

Между тем номер подается именно как «чудеса». Аппаратура тщательно замаскирована и не открывается зрителю. Исполнитель иной раз прибегает и к старинным приемам цирка, применяя традиционный каркас или мнемотехнику, — словом, используя нехитрые средства старого цирка, против которого он сам выступает.

И все же первая успешная попытка построить по-новому, на новой основе большой иллюзионный номер, применить технику, до сих пор в цирке почти не применявшуюся, и интересна и заслуживает всяческого одобрения. Как-никак, а сделан первый реальный шаг на пути, раскрывающем перед цирком поистине безграничные возможности.

ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙI

БУТЫЛКА Л ПРОБКА

«■■В куче старого хлама на чердаке валялась бутылка с этикеткой старинной фнрмы шипучих вин. Это была обыкновенная бутылка зеленого толстого стекла с длинным горлышком, но одна деталь ее устройства была необычна: пробка вставлялась поперек горлышка

Мы, повидимому. настолько привыкли к обычной форме бутылки и «комплектующей» ее — как говорят, щеголяя техническим языком, молодые инженеры — пробки, что всякое изменение атой формы кажется ненужной и невозможной затеей. Так и с этой странной бутылкой — пришлось подумать и даже подчитать немного, чтобы уяснить себе цель неведомого конструктора бутылки и оценить его остроумие.

Расположение пробки поперек горлышка дает немало неоспоримых преимуществ, Если в эту бутылку наливать минеральную воду или шипучее вино, то нет необходимости вгонять с силой пробку и прикручивать ее проволокой: пробка не выскочит при любом давлении, скорей лопнет бутылка. Открывая бутылку штопором, можно быть уверенным, что пробка ие проскочит внутрь. Если нет штопора, пробку можно вытолкнуть любым предметом с другой стороны. Вынув пробку, можно вставить кран и открывать его легким поворотом.

Этот пример показывает, что бутылка и пробка поддаются изменению и усовершенствованию. А теперь решим несколько задач на усовершенствование бутылки и пробки.

Наливая из бутылки чернила, мы сталкиваемся с тем неприятным обстоятельством, что в тот момент, когда струя иссякает, часть содержимого стекает по горлышку и оставляет потом след на столе. Задача: сконструировать бутылку,

исключающую подтекание.

Не меньшая неприятность ожидает нас, если, наливая керосин из бутылки в непрозрачный металлический резервуар керосинки, мы зазеваемся и не заметим, что резервуар полон Тогда на столе появляется лужа. Вторая задача: сконструировать бутылку, не позволяющую вылить из нее больше содержимого,

лышко и вместе с тем плотно его бы запирала.

Две последние задачи — на случаи, когда само содержимое требует особых условий для его хранения. Иногда бывает нужно, чтобы жидкость в бутылке была налита точно под пробку, без малейшего зазора. А иногда наоборот, требуется оставлять небольшое пространство над жидкостью, где могли бы скоп-

чем помещается в резервуаре.

Затыкая бутылку, мы не сразу вставим в горлышко упругую пробку — приходится крутить ее и вгонять с известным усилием. Третья задача: сконструировать простую пробку, которая легко вставлялась бы в гор-

ляться газы, выделяемые содержимым. Следовательно, требуется сконструировать две бутылки, из которых первая позволяет налить жидкость без зазора, а вторая не позволяет сделать этого и обязательно сама оставляет довольно большой зазор.

Ответы на вопросы, помещенные в Mi 7

В № 7 нашего журнала в беседе «Третье решение» давалась задача на изготовление параболических зеркал Искомый способ состоит в том, что расплавленный

металл наливается в сосуд, приводимый в быстрое вращение. Во время вращения поверхность металла принимает форму параболоида и металл застывает.

Другая вадача — на фальцевальное устройство— решается применением струи сжатого воздуха. Выше валиков установлены две трубы, одна в другой, причем каждая имеет продольную щель, и внутрь труб накачи-

сочетании вращения перфорирующего диска с возвратно - поступательным движением самих пуансонов. По окружности диска устанавливаются обоймы с пуансонами, которые опускаются лишь в верхней точке а, набегая на соответствующий кулак.

Читающая машина с одним фотоэлементом выполняется с помощью вращающегося диска, по окружности которого

2]

вается компрессором воздух. При совпадении щелей воздух с силой бьет в лист, вгоняя его между валиками.

Решение третьей задачи — на точный и высокопроизводительный перфоратор — состоит в

имеются негативные изображения букв. При каждом обороте диска ток в фотоэлементе полностью прекратится лишь тогда» когда напротив него будет находиться та же буква, которая в данный момент помещена перед объективом. Во всех других случаях очертания букв не совпадут, а ток в фотоэлементе будет возбуждаться.

37