Техника - молодёжи 1954-08, страница 34

Техника - молодёжи 1954-08, страница 34

А. ДОРОХОВ

Итак, разберемся по существу.

Возьмем, скажем, принципиальную схему установки, которая вас заинтересовала. Здесь указана индуктивность катушки без сердечника. Силовой трансформатор дает при нагрузке обозначенное здесь напряжение. При замыкании вот этих контактов на клеммах...

Собеседник быстро перелистывает тетрадки технических паспортов, раскладывает испещренные формулами чертежи.

— Вот эта, например, установка основана на использовании токов высокой частоты и ультракоротких волн. При помощи соленоидов, с одной стороны, и сельсинных моторов, с другой...

Где-то неподалеку слышно резкое щелкание бича, ритмические удары копыт по плотно утрамбованному песку; доносится взволнованный лай собак. Через неплотно - прикрытую дверь видно, как в коридоре юноша в трусах и майке настойчиво и терпеливо подбрасывает лбом резиновый мяч. Рядом, тщательно вытягивая стрелкой носки ног, замерла в неподвижной стойке на голове стройная девушка в тренировочном костюме.

Вот топот смолк. Его сменил характерный скрип раскачивающейся трапеции. Послышались короткие восклицания:

— Пошел!.. Ап!..

— Да это же цирк, — скажете вы.

Совершенно верно. Разговор, вполне уместный в каком-нибудь научно-исследовательском институте, идет за кулисами цирка. А человек, так уверенно обращающийся сейчас с математическими формулами и терминами электроники, еще совсем недав-

Женская голова на блюде. Тело скрыто в пространстве между зеркалами.

но жонглировал посеребренными гирями и шарами или раскачивался под куполом над упругой сеткой. Сегодня об этом напоминают лишь украшающие стены артистической уборной, где происходит разговор, большие фотографии и яркие плакаты, изображающие его в трико и блестках.

— И вот тогда, в тридцать седьмом году, я заболел наукой. — говорит он, смущенно улыбаясь.

О том, сколько упорства и воли понадобилось гимнасту и атлету, чтобы стать инженером, наглядно свидетельствуют потрепанные тома учебников, курсы физики, электротехники, радиотехники, различные инструменты, части разобранных приборов.

А о сегодняшнем дне, о результате упрямой борьбы за то, чтобы вынести на цирковой манеж последние достижения науки, сообщает большая афиша: «Чудеса без чудес — аттракцион под руководством А. Г. Сокол».

Все цирковые номера фокусников делятся на две, резко отличающиеся одна от другой категории.

Первая — это фокусники манипуляторы, «ручники», как их называют в цирке. Трюки манипуляторов построены на предельно развитой ловкости пальцев, на быстроте их движений. Выступления же так называемых иллюзионистов (по-цирковому — «коробочников») основаны по преимуществу на самом примитивном обмане зрителя. «Техника» большинства трюков даже у самых прославленных иллюзионистов более чем проста и не требует от исполнителя ни особенного мастерства, ни уменья.

Как говорят в цирке, «работу», то-есть демонстрацию ловкости, воспитанной упорной тренировкой, здесь заменяет «подача» — эффектный показ сделанных в мастерской аппаратов.

Ряд иллюзионных номеров основан на оптической системе зеркал. Это, например, так называемые «говорящие головы» или «женщины-пауки».

На манеж выносят постамент, на котором возвышается легкий треножник, поддерживающий большое блюдо. А на блюде лежит... человеческая голова либо туловище огромного паука с женской головой. Голова явно живая. Она мигает глазами, улыбается и даже отвечает на вопросы.

Доверчивые зрители ужасаются и недоумевают. А секрет весьма несложен. Между тонкими ножками треножника укреплены под углом боль-

Рис. А. КАТКОВСКОГО

шие зеркала, создающие впечатление пустого пространства. На самом же деле эти зеркала образуют трехгранный ящик, внутри которого сидит исполнительница, просунувшая голову либо в отверстие блюда, либо в такое же отверстие в туловище бутафорского паука. В последнем случае для пущего эффекта исполнительница при помощи проволочек слегка шевелит мохнатыми лапами паука.

Для изображения других «чудес» применяется так называемый «черный кабинет». Этот номер показывают обычно на имеющейся в каждом большом цирке маленькой сцене. Исполняется он обязательно на фоне задника из черного бархата.

Зритель видит, как по жесту иллюзиониста, одетого в белый парчовый халат и белую чалму, поднимаются в воздух и летают над сценой стол, стулья, букеты белых цветов. Стоящий на столе кувшин сам наклоняется и льет в стакан молоко. В заключение иллюзионист протягивает руку и без всякого напряжения поднимает на ладони танцовщицу в белом платье

Этот номер построен на свойстве черного бархата поглощать световые лучи. На сцене, кроме иллюзиониста и его партнерши, находятся несколько помощников, одетых в черные бархатные балахоны с черными капюшонами, закрывающими лица, в черных туфлях и черных перчатках.

Эти помощники подымают и переносят различные предметы, наклоняют графин, поддерживают танцовщицу над протянутой ладонью иллюзиониста. Но зритель их не видит, так

Девушка исчезает из запертого сундука через его раздвижное дно в люк.

32