Техника - молодёжи 1954-08, страница 36Яичница отлично жарится над комнатным холодильником, Но вто возможно тогда, когда в него вмонтирована мощная высокочастотная установка. в мешке такую же ливрею, выползла из отверстия, замаскированного швом, и смешалась с униформистами. Зрители, внимательно следившие за упаковкой мешка, не обратили внимания, что униформистов стало не шесть, а семь. Вместо девушки в мешке оставался каркас, создававший впечатление человеческой фигуры. В момент выстрела канат дернули, каркас сложился и на манеж упал пустой мешок. Зная примерно те трюки, которые испокон веку применяют иллюзиони сты, отличающиеся один от другого лишь числом помощниц и пышностью реквизита и костюмов» легко дога даться о секрете, положенном в основу того или иного «чуда». Но вот на манеж выходит А. Г. Со кол. И тотчас на глазах у сотен зрителей начинают происходить дей ствительно совершенно непонятные вещи. Небрежно брошенные, свободно повисают в воздухе пальто, шляпа, трость... Шипит и быстро жарится яичница на сковородке, под которой нет ни огня, ни плитки... Повинуясь словесному приказу, меняет окраску букет цветов... Подброшенные неведомой силой, взлетают вверх лежавшие на столе яблоки, становятся на дыбы ножи и вилки, бегают взад и вперед бутылки... Клоун взбирается В этой «говорящей собаке» помещается целая электротехническая лаборатория. на свободно поставленный на ковре шест, и шест не падает, словно кта то удерживает его в вертикальном положении... Отвечает на вопросы сделанная из папье-маше собака... Коробка папирос превращается в радиоприемник... Ни с чем не соединенные электрические лампы вспыхивают в руках у зрителей... Устанавливается связь с любым абонентом города при помощи телефона, который также не соединен ни с чем. Чудеса? Конечно, чудеса. Тем более, что самый искушенный глаз не замечает ни проводов, ни работы невидимых помощников. Да и сам исполнитель все время держится на изрядном расстоянии от предметов, действующих по его приказам. А чудеса между тем происходят! В чем же дело? Ни укрытых проводов, ни спрятанных в реквизите помощников, ни люков. ни каркасов действительно нет. Именно в этом и заключается характерное отличие исполняемого номера, Опытные радиолюбители могут сделать то же самое — поместить радиоприемник в, папиросной коробке. который А. Г. Сокол сам иронически назвал «Чудеса без чудес». Перед зрителем здесь не «иллюзии», не видимость тех или иных явлений, а подлинные явления, лишь несколько своеобразно и причудливо оформленные. Увлекшись радиотехникой и телемеханикой, А. Г. Сокол задался целью впервые создать такой иллюзионный номер, который демонстрировал бы в театрализованной форме некоторые из тех «чудес», какие может в изобилии давать современная техника — техника магнетизма, телемеханики, ультракоротких волн, токов высокой частоты. Далеко не легко и не просто было привести эту любопытную идею к реальному воплощению. Надо было выбрать те физические явления, которые можно демонстрировать в условиях циркового манежа. Надо было придумать форму, в которой эти явления протекали бы наиболее выразительно и эффектно. Надо было, наконец, найти оригинальные конструктивные решения и создать совершенно особую, портативную и передвижную аппаратуру. Со всем этим одному человеку бы ло бы, конечно, невозможно справиться. Тем более, что техническая подготовленность автора идеи была довольно ограничена. Но, вступив на новый, неизведанный путь, А. Г. Сокол оказался не одиноким. Он сразу же встретил горячую поддержку со стороны тех работников науки и техники, к которым он обратился за помощью. Ученые, инженеры, конструкторы радушно его встречали и с готовностью помогали во всем. Первые примерные наметки номера после консультаций с доктором физико-математических наук Н. JI. Врю хатовым, с инженерами В. В. Торчин-ским и JI. А. Демиховским приобретали прочную теоретическую основу и технические решения. В сотрудничестве с инженерами В. В. Устиновым, С. Г. Фельдманом и В. Д. Галяевым разрабатывались схемы аппаратов Сотрудники ряда научно-исследовательских институтов проводили в лабораториях необходимые опыты и испытания. Такую же заинтересованность и отзывчивость встретил А. Г. Сокол и у работников тех предприятий (московские заводы «Серп и Молот», «Гостеасвет», мастерская «Теамон-таж», радиомастерские Московского трансляционного центра), где, нередко сверх планов, размещались заказы на сложную, нестандартную аппаратуру. Каждый, с кем сталкивался А. Г. Сокол, считал своим общественным долгом помочь артисту-новатору внести новую, живую струю в цирковое искусство. Тем более, что номер по замыслу был посвящен пропаганде передовой науки и техники. На чем же основаны те «чудеса», которые демонстрирует на манеже цирка А. Г. Сокол? Раскроем «секреты» некоторых из них. Большая люстра, висящая над манежем во время исполнения номера, представляет собой сильный электромагнит. Его сердечник весит почти полторы тонны, а на обмотку ушло более сорока пяти километров провода. Но зато этот магнит способен притягивать металлические предметы весом в несколько тонн и ему ничего не стоит удерживать в вертикальном положении железный шест с сидящим на нем человеком или поднимать в воздух любые железные вещи. Набор электромагнитов меньшей мощности вмонтирован в верхнюю доску стола и, создавая магнитное поле, заставляет двигаться вилки, ножи. Нужные магниты включаются на расстоянии с центрального пульта, находящегося за кулисами. Энергия передается к ним без проводов от расположенного тоже за кулисами мощного источника тока. Так же без проводов передается ток высокой частоты и к лампочкам накаливания или газосветным лампам, вспыхивающим в руках у зрителей. Более сложно устройство, позволяющее поджаривать яичницу на сковородке, которую исполнитель держит в воздухе над «холодильником». Внешний вид комнатного холодильника придан шкафику, внутри которого находится электрический трансформатор с набором незамкнутых сердечников, образующих мощный колебательный контур переменного магнитного поля. Поддерживаемая на |