Техника - молодёжи 1967-12, страница 16

Техника - молодёжи 1967-12, страница 16

МО-

ли

I ■ I ■ —

Жшш—т

Л

Е. СИМАКОВ, инженер-подполковник

В

ыстрел, прозвучавший в ночной тишине, был неожиданным для японских солдат, в растерянности склонившихся над убитым. Он был не только неожиданным, но и загадочным. Сегодня, как и вчера и позавчера, пуля попала в голову. Война есть война. Шальные пули могут убить и ночью, но эти... Нет, таких совпадений не бывает. Но что же это за удивительный снайпер с «кошачьим» зрением?

Только после окончания второй мировой войны в иностранной печати появились сообщения о том, что американские стрелки во время ночных боевых действий пользовались инфракрасными приборами.

ТЕПЛОВЫЕ ЛУЧИ

Е§ конце XVI!) века английский астроном В. Гершель, изме-ряя тепло различных участков солнечного спектра, заметил очень любопытное явление. Термометр, помещенный за пределы области красного света, где, как полагали ученые, нет никаких лучей, показывал температуру гораздо выше, чем в других участках спектра. Это навело Гершеля на мысль о том, что в природе существуют тепловые, или, как он их назвал, инфракрасные (ИК) лучи. Дальнейшие эксперименты блестяще подтвердили предположение ученого.

Оказалось, что инфракрасные лучи занимают участок спектра электромагнитных колебаний от 0,76 до 500 мк. С одной стороны, они граничат с видимым светом, а с другой — с ультракороткими радиоволнами.

Так же, как и видимые, ИК-лучи распространяются прямолинейно и подчиняются оптическим законам отражения и преломления. Волновые свойства их проявляются в интерференции, дифракции и поляризации. Но они имеют и свои особенности — проходят через многие непрозрачные материалы. Тепловые лучи не задерживает черная фотографическая бумага, тонкий лист эбонита, картон. Им не страшен и за'гряз-ненный воздух. Они свободно проникают через дымку и легкие туманы.

Необычные свойства инфракрасных лучей привлекли пристальное внимание военных инженеров. Главное, что интересовало их, — это невидимость, возможность скрыто освещать предметы ночью, а также их удивительно широкая распространенность. Все тела, температура которых больше абсолютного нуля (—273° С), — заводы, автомашины, корабли, танки, самолеты и, наконец, тело человека — непрерывно излучают в окружающее пространство тепло. Поэтому, несмотря на тщательную маскировку, их в принципе всегда можно обнаружить.

ВИДЕТЬ НЕВИДИМОЕ

■Л очью глаз человека примерно в четыре раза хуже раз-■■чпичает яркости предметов и совсем не различает цвета. Значительно снижается и острота зрения. В безлунную очень темную ночь она в 60 раз хуже, чем днем.

Но вот перед нами обычная для военных маневров картина. По неосвещенной дороге со скоростью 60 км/час движется колонна зарубежных танков. Она аккуратно объезжает

препятствия, легко пересекает реку по узкому понтону. Как же танкисты различают путь? На башне каждого танка установлен инфракрасный прожектор, а на шлеме водителя укреплен прибор ночного видения.

Отразившись от какого-либо предмета, инфракрасные лучи попадают через объектив прибора в электронно-оптический преобразователь (ЭОП). Они выбивают с поверхности чувствительного слоя преобразователя электроны, которые разгоняются электрическим полем. На пути электронов стоит экран, покрытый флуоресцирующим составом. Он начинает светиться, и водитель видит через окуляр четкое изображение местности.

Но такие приборы (их называют активными) имеют один существенный недостаток. Инфракрасный прожектор демаскирует танк. Противник, имеющий аналогичное устройство, может заметить его и уничтожить. Сейчас за рубежом особое внимание уделяют созданию пассивных (бесподсветных) установок.

Объекты можно видеть ночью и без прожектора, при естественной освещенности (лунная ночь, сумерки). В более темные ночи усиления ЭОПа не хватает. Поэтому создают многокамерные электронно-оптические преобразователи. В одном баллоне монтируют сразу два преобразователя. Светящееся изображение, полученное на экране (выходе) одного, проецируется на вход другого. Там оно дополнительно усиливается и в итоге становится «ярче в 80 тыс. раз.

Один из таких приборов — «Старлайтскоп» — выпускается в трех вариантах — винтовочный прицел, прицел для пулеметов или безоткатных орудий и, наконец, прибор наблюдения средней дальности.

Предполагают, что чувствительность ЭОПа можно сильно повысить, если для связи между камерами использовать волоконную оптику.

В ВОЗДУХЕ РАЗВЕДЧИК

Днем и ночью, в хорошую и плохую погоду, в годы войны и в мирное время не дремлет разведка. Раскинув свои невидимые щупальца, крупица за крупицей собирает она сведения о противнике. А знать о нем надо как можно больше — от этого зависит успех боя, операции, сражения или войны.

С появлением ракетно-ядерного оружия роль разведки еще больше возросла, и сфера ее действия намного расширилась.

Летит самолет-разведчик, работает установленная на его борту инфракрасная аппаратура. На экране индикатора пилот видит тепловую картину местности, на которой хорошо различаются улицы, взлетно-посадочные полосы и стартовые позиции ракет.

Инфракрасные лучи от объекта, над которым лети-Г самолет, попадают на вращающееся призматическое зеркало. Отразившись от одной из его граней, они проецируются на параболическое зеркало, в фокусе которого расположен чувствительный элемент. Он преобразует ИК-лучи в электрические сигналы и направляет их после усиления в регистрирующий блок. Там они записываются на пленке и одновременно поступают на индикатор.

Скорость вращения призматического зеркала и пленки синхронизирована со скоростью полета самолета. Иначе могут остаться непросмотренные участки местности, и информация о противнике будет неполной.

Схема расположения инфракрасного оборудования иностранного самолета: 1 — вращающееся зеркало, 2 — чувствительный элемент, 3 — параболическое зернало, 4 <— преду-силитель, 5 — усилитель, 6 — регистрирующий блок.

12