Техника - молодёжи 1969-04, страница 46ВРЕМЯ ИСКАТЬ И УДИВЛЯТЬСЯ 1. ЗА БАРЬЕРОМ НЕПРОЗРАЧНОСТИ Фотография девушки, укутанной в теплый платок, помещена за непрозрачным, буквально чернее ночи, слоем нефти. А объектив интроскопа — прибора для зрения сквозь непропу-скающие свет преграды — установлен напротив. Изображение и прибор отделяет плоский сосуд с нефтью! И фотография девушки в платке сделана уже с экрана интроскопа. Аппарат, построенный советскими учеными, может показывать картину, скрытую за барьером непрозрачности. 2. В ПЕЩЕРАХ МИКРОМИРА Иглы, переливающиеся всеми цветами, чем-то напоминают обстановку горных пещер. Между тем для изготовления этого снимка потребовалось тысячекратное увеличение. А объектом фотографирования были кристаллы серы. Мы еще раз убеждаемся: микромир по красоте и сложности не уступает макромиру. Такие картины могут поспорить сс многими орнаментальными фантазиями, созданными художником. 3. жидкость, КОТОРАЯ НЕ ВЕСИТ Не весит в самом прямом смысле. Ведь фото сделано в кабине одного из советских космических кораблей. В кадре — свободно плавающий в невесомости параллелепипед прибора. Это сочетание двух прозрачных сосудов, сферического и чечевицеобразного, соединенных трубкой и заполненных смачивающей жидкостью. Перед запуском жидкость в чечевице-образном сосуде находилась на донышке. В полете она сконцентрировалась на перегородках, и внутри нее появились пузырьки воздуха. 4. В ЦАРСТВЕ СВЕРХЧИСТЫХ Современная техника предъявляет к материалам все более высокие требования, особенно когда речь идет о степени чистоты. На фотографии мы видим процесс очистки металлического германия от малейших следов примесей, которые могут повлиять на его работу в качестве полупроводника. Металл, восстановленный из окисла, подвергается зонной плавке в кварцевой трубке с нейтральным газом и выходит оттуда в виде чистейшего расплава, в котором примеси измеряются миллионными долями. 8. СЮРПРИЗЫ АФРИКАНСКИХ МЕТАЛЛУРГОВ В 1897 году карательная экспедиция английских колониальных властей разрушила столицу небольшого африканского царства Бенин в юго-западной части Нигерии. Многие сокровища бенинского царя были похищены. О них можно судить по немногим сохранившимся произведениям искусства, которые отличаются высоким мастерством исполнения и своеобразным стилем. Это особенно относится к бронзовым изделиям вроде изображенной здесь статуэтки. При их отливке широко применялись древняя техника «потерянного воска». Именно из Столь нежного материала сначала и лепили изделие. Затем модель обмазывали со всех сторон слоем глины с воронкой наверху, расплавляли воск и выливали его. В пустое пространство заливали расплавленный металл и давали изделию остыть. Оставалось только удалить глину — и вещь готова. Бенинские шедевры служат красноречивым свидетельством художественных способностей и технического умения древних африканских металлургов. 6ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Исполнилось 70 лет выдающемуся советскому писателю Борису Николаевичу АГАПОВУ. Он прошел интересный и поучительный путь, пока не утвердился как один из основоположников научно-художественной литературы. Поэт и автор документальных фильмов, отмеченных Государственными премиями, Борис Николаевич на протяжении последних десятилетий связал свою судьбу с самыми острыми научными проблемами. Когда шла битва за утверждение кибернетики — многообещающего направления науки, Агапов на переднем рубеже творчесного сражения ярким словом, горячим темпераментом отстаивал рождение нового. В последние годы писатель обратился и химии. Его ннига, которая выйдет в ближайшее время, посвящена химии длинных молекул — научному миру пластмасс, которые, по смелой классификации А. М. Горького, должны быть отнесены ко «второй природе», создаваемой руками человека. И здесь нас поражает и радует глубина философского осмысливания сложных процессов преобразования вещества. Творчество Агапова —: живой и поучительный пример для наших молодых пропагандистов науки. Мы желаем Борису Николаевичу в год его 70-летия здоровья, творческой радости и сил для новых литературных свершений. СОДЕРЖАНИЕ A. И Волгин, инж — У истоков единой энергетической.. ................1 B. Степанов, канд. техн. наук — Прилив энергии ........................3 C. Гурьева — Сочи: море, горы, снег, спорт 5 М. Меньшикова — Лыжи 2001 года . . 6 Е. Муслин, инж. — Когда традиции бессильны ... .....7 В. Решетников — «Эврика» молодых — Вездеход-гибрид............9 Короткие корреспонденции......10 В. Захарченко, инж — Письмо к потом кам..........................12 В. Парин, акад. Кладовые человеческой энергии............15 В. Орлов — Оглянись в изумленье 16 Обгоняя время..............19 Антология таинственных случаев: В. Дмитриев — Гиганты хранят свою тайну............24 Тайна раскрыта, поиск продолжается ... . ........25 Вокруг земного шара ... 26 Возможно ли движение без опоры? . . 28 И. Ефремов — Час Быка (роман) ... 32 Хроника «ТМ» . • 34 И-153 «Чайка» 37 Клуб «ТМ»...... . 38 Время искать и удивляться 40 ОБЛОЖКА художников: 1-я стр. — Р. Авотина, 2-я стр.— Н. Вечканова, 3-я стр.— Ю. Макаренко, 4-я стр. — Р. Авотина. ВКЛАДКИ художников: 1-я стр. — Н. Рожно-ва, 2-я стр. — А. Овчинникова, 3-я стр. — А. Побединского, 4-я стр. — В. Иванова. Макет Н. Перовой. Главный редаитор В. Д. ЗАХАРЧЕНКО__ Редколлегия. М. Г. АНАНЬЕВ, К. А. БОРИН, К. А. ГЛАДКОВ (научный редактор),fB~B. ГЛУХОВ|,П. И. ЗАХАРЧЕНКО, П. Н. КО-РОП, О. С ЛУПАНДИН, И. Л МИТРАКОВ, А. П. МИЦКЕВИЧ. Г. И. НЕКЛЮДОВ, В. И. ОРЛОВ, В. Д. ПЕКЕЛИС, А. Н. ПОБЕДИНСКИЙ. И. В. ПОДКОЛЗИН (ответственный секретарь). Г. И. ПОКРОВСКИЙ. Г. В. СМИРНОВ (зам. главного редактора), Г. С. ТИТОВ, И. Г. ШАРОВ, Н. М. ЭМАНУЭЛЬ. Художественный редактор Н. Вечканов Технический редактор Е. Брауде _______ Рукописи не возвращаются Адрес редакции: Москва, А-30, Сущевская, 21. Тел. 251-15-00, доб. 4-66, 251-86-41. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» Сдано в набор 31/1 1969 г. Подп. к печ. 11/III 1969 г. Т03304. Формат 61х907в. Печ. л. 5,5 (усл. 5,5). Уч.-изд. л. 9,3. ________Тираж 1 500 000 экз. Заказ 239. Цена 20 коп. С набора типографии издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» отпечатано в ордена Трудового Красного Знамени Первой Образцовой типографии имени А А Жданова Главполиграфпрома Комитета по печати при Совете Министров СССР, Москва, Ж-54, Валовая, 28. Заказ 3537. Scan: Ershov V. G., 2006 |