Техника - молодёжи 1969-05, страница 29

Техника - молодёжи 1969-05, страница 29

На протяжении столетий человечество с жгучим любопытством присматривается и таинственным проявлениям человеческой психики. Люди, читающие мысли на расстоянии, феноменальные счетчини, вдохновенные импровизаторы, гипнотизеры самим своим существованием разве не свидетельствуют о том, что человеческий мозг таит в себе иолоссальный запас нерасирытых возможностей, которые можно расширить и усилить. Перед нами удивительные фанты, запечатленные на плеиие, фрагменты из которой приведены на 4-й обложив.

Недавно ив Киевсной студии научно-популярных фильмов была снята новая

—.......ГОВ ЗА ГОРИЗОНТ --------------------- ......-........-

-корреспондент АП ..____ ...___________ „ „ _____ _

ЛЕВ, главный оператор Л^ ПРЕДКИ И, звукооператор Л. МОРОЗ, редактор Ю. АЛИ-

лента «СЕМЬ ШАГОВ ЗА Г< нонсультант член-i

H30Hf* (автор' сценария Е. ЗАГДАНСКИЙ, научный [ент АПН СССР А. ПЕТРОВСКИЙ, режиссер Ф. СОБО-

Рис. К. Арцеулова

КОВ, директор С. ОРЛОВСКИЙ), повествующая о скрытых возможностях челове-чесиого мозга. Корреспондент журнала побывал на просмотре этого увлекательного фильма и вкратце записал его основные эпизоды. Заметии нор респондента комментирует по нашей просьбе молодой ученый Валерий СКУРЛАТОВ.

ТЫ МОЖЕШЬ ВСЕ?

Вместо рецензии не фильм „Семь шагов ее горизонт"

|а Они проваливаются. Горят. Тонут. Тонут, обремененные грузом (информации, вопреки закону Архимеда, так и ив ощутив той силы, которая должна бы вытолкнуть хотя бы ив спасительный уровень «тройки». Невезучие абитуриенты, запечатленные скрытой камерой в разных институтах Киева, задают провокационные вопросы: «Разве все выучишь?!», «Я знал. Но ведь каждый может забыть, правда?» Они утверждают: «Нельзя требовать от человека невозможного!», «Очень трудно. Ведь такие нагрузки!»

А быть может, прав этот юноша? Какова предельная емкость нашей памяти? Есть ли у человека резервы, которые можно было бы использовать, воспринимая самые разнообразные сведения? Каковы творческие возможности человека? На все эти вопросы и попытались ответить авторы фильма «Семь шагов за горизонт».

11« — Кто любит устный счет, прошу подойти ко мне. — Преподаватель Горьковского политехнического института И. Шелушков предлагает храбрецу из зала высчитать сумму цифр, которые он будет называть одну за другой, — 3, 5, 7, 2, 7, 9, 1, 4. Хватит? Сколько?

Испытуемый явно тянет время:

Что — сколько? Ах, сумма... Кажется, 20.

— Неверно. Давайте попробую я.

С верхних рядов летят произносимые скороговоркой цифры. Записать —- получилась бы цепочка строки на полторы. Едва прозвучала последняя — Шелушков называет сумму. Сначала — удивленное «правильно», а потом — аплодисменты. Снизу, слева счетчика обстреливают заданиями. И снова «верно», «правильно».

А потом начинаются настоящие чудеса. Шелушков внимательно выслушивает довольно длинное незнакомое стихотворение и говорит, сколько в тексте печатных знаков. Задание усложняется: нужно назвать 132-ю по счету букву в другом стихотворении. Феноменальный счетчик выполняет и эту просьбу.

Затем одаренный юноша извлекает корни третьей и четвертой степеней из чисел, которые ему называют. Тем временем, пока с блеском решается одна задача за другой, кто-то из добровольных ассистентов тщательно записывает на большой доске 20-значное число. Шелушков извлекает из него корень 77-й степени. На эту операцию ушло меньше минуты — ровно столько, сколько нужно для того, чтобы прочитать те несколько строк, которые заняли цифры.

И наконец, опыт, вызвавший у всей переполненной молодежью аудитории восторженное недоумение. За спиной счет

чика устанавливается шесть вращающихся досок. На них числа, из которых надо извлечь корни 3—4-й степени. Шелушков дает команду. Доски бешено завертелись. Только тогда юноша обернулся к ним и... один за другим назвал шесть правильных ответов!

111а В лаборатории одного из уральских институтов полутьма. Луч света, пройдя сквозь фильтр, закрепленный на вращающемся диске, падает на ладонь девушки. Лица испытуемой не видно. Она сидит за большим светонепроницаемым экраном.

— Красный, уверенно говорит девушка.

Доцент Я. Фишелев поворачивает диск.

— Теперь зеленый... А сейчас снова красный... Желтый. — Ответы неизменно точны.

Опыт посложнее. На прозрачном экране — буквы. Другая участница экспериментов в черных очках-маске протягивает руку к экрану. Плавными, легкими движениями девушка, не прикасаясь к стеклу, как бы ощупывает буквы. Называет их. «Верно, молодец!» — звучит голос преподавателя психологии Н. Свининой. «Кожное зрение», о котором мы писали (см. ТМ № 4 за 1963 г. и ТМ № 5 за 1965 г.), вполне заменяет глаза. Но самое поразительное — впереди. Никакого непосредственного влияния света на кожу! Листки пленки разного цвета заложены в металлические кассеты.

— Найдите красную, —- просит доцент А. Новомейский и старательно, словно карты, перетасовывает кассеты. Вот «видящие» пальцы прикасаются к первой. Мииуту-полторы «присматриваются» к ней.

— Нет.

Под пальцами вторая кассета. Пауза, и снова —- «нет». Третья. Недолгое раздумье.

—• Да. В этой — красная пленка.

Кассета открыта — ответ верный!

Карточки, на которых четкими черными буквами написаны слова, спрятаны в чехлы из непрозрачной плотной материи. Испытуемая — на глазах ее непроницаемые очки — должна «прочитать» эти слова.

— Первая буква теплая... У нее вертикальная палочка и еще две... наклонные. Это «к», —- вслух рассуждает она. — Вторая буква...

Слово разгадано. Медленно, по буквам. Оно прочитано так необычно, что слово «прочитано» не сразу приходит на ум. Поразителен этот урок грамоты. Но ведь это лишь первый! Как представить себе, какими будут следующие, несомненно более сложные, уроки?!

24