Техника - молодёжи 1973-11, страница 37

Техника - молодёжи 1973-11, страница 37

пергетеродиииый приемник перевозили в разных направлениях на расстояние 10 50 км. Самолет, летавший на высоте до 1 км, надежно обнаруживался в зоне радиусом 3 км от приемника. В дальнейшем «Рапид» укомплектовали еще несколькими приемниками и направили б опытную эксплуатацию.

Так радиообнаружение из умозрительной идеи стало превращаться в реальную технику.

Калейдоскоп событий

В феврале 1935 года А. Иоффе, директор Ленинградского физико-технического института (ЛФТИ), утвердил план научных исследований и разработок. В нем, в частности, предусматривалась экспериментальная проверка импульсного радиообнаружения, которое обещало дать многое. Ведь, посылая нмпульс радиоволны и регистрируя время возврата эхо-сигнала, можно было определять расстояние до цели с большой точностью. В плане намечалось создание опытного образца станции дальнего обнаружения в диапазоне метровых волн.

В октябре следующего года на артиллерийском полигоне ГАУ испы-тывался новый радиоискатель (на доплеровском принципе) для наведения зенитного прожектора. Станцию, условно названную «Буря», разработал НИИ-9, в который вошел ЛЭФИ. Ее собрали иа шасси звукоулавливателя 3T-2. Приемную и передающую антенны — параболические зеркала диаметром 1,1 м — установили на местах крепления рупоров, а радиоаппаратуру — иа подвижную станину. Передатчик развивал мощность 7 вт на волне 25 см. Оператор вращал два штурвала наведения, проворачивая антенны вокруг вертикальной и горизонтальной осей, и добивался максимального сигнала в телефонных наушниках. На испытаниях выяснилось: угловые координаты цели — азимут и угол места — определялись с ошибкой 3°, а максимальная дальность обнаружения 11 км. С помощью «Бури» можно было наводить луч прожектора на самолет и вести заградительный зенитный огонь. Однако у станции насчитывалось немало недостатков. Один из них как раз и состоял в том, что оператору приходилось вращать сразу два штурвала. Гонка за двумя «зайцами» непомерно усложняла работу. Нужно было разделить операции нахождения азимута и угла места цели. Специалисты НИИ-9 учли все замечания испытателей и заказчиков и принялись за усовершенствование своего радиоискателя.

В августе 1938 года был ус

пешно испытан макет импульсной станции. Ее создала группа специалистов под руководством кандидата технических наук Ю. Кобзарева (ныне академик). Опытная установка работала иа волне 4 м с мощностью в импульсе 40—50 квт. Приемную и передающую антенны разнесли на 1 км. Всю аппаратуру разместили неподалеку в деревянном домике. Всесторонние испытания показали: самолет, летящий иа высоте 1,5 км, надежно обнаруживается иа расстоянии до 50 км!

Столь успешный -эксперимент оправдал возлагаемые на импульсный метод надежды. В принципе проблема дальнего радиообнаружения была решена, и дело стояло лишь за конструкторской мыслью. С этого времени начинаются планомерные разработки импульсных станций. Тем ие менее до получения действующих образцов было еще далеко. Поэтому военные инженеры решили продолжить совершенствование аппаратуры, действующей на доплеровском принципе.

Спустя год на вооружение Красной Армии была принята станция «Рейень», названная по предложению Ворошилова РУС-1 (радиоулавливатель самолетов). В линию на 70 км расположены последовательно приемник — передатчик — приемник. Передатчик излучал радиоволны в стороны приемников. Таким образом, в эфире создавалась некая электромагнитная завеса, названная радиозабором. Когда самолет пролетал сквозь нее, то приемники фиксировали момент пересечения радиолуча по интерференции прямой и отраженной волны. Всего было изготовлено 45 комплектов. РУС-1 использовались в войне с белофиннами в 1939—1940 годах, а в дальнейшем — для охраны государственной границы в Закавказье и иа Дальнем Востоке.

В 1939 году НИИ-9 выпустил 3 новых образца радионскателя. У одного, названного Б-2, были параболические антеииы диаметром 1 м, а у двух других (Б-3) — щелевые прямоугольные, с плоской веерообразной диаграммой направленности. В обеих конструкциях также использовался доплеровскнй принцип. Мощность передатчика иа волне 15 см составляла 12 вт. Станция Б-2 отличалась от макета «Буря» незначительными доработками в схеме. Что же касается Б-3, то в ием была воплощена идея раздельного сопровождения цели по двум координатам. Он состоял из двух комплектов — соответственно для определения азимута и угла места. Антенны первого комплекта укреплялись иа поворотном устройстве таким образом, что их плоские диаграммы направленности поворачивались вокруг вертикальной оси N второго -— ан

тенны вращались вокруг горизонтальной осн.

Радиоискатели Б-2 и Б-3 точнее определяли угловые координаты цели, чем их предшественник «Буря». С такой техникой зенитчики могли вести ие только заградительный, ио и прицельный огонь. Однако у станций была своя ахиллесова пята — «мертвая зона» в зените и недостаточная надежность обнаружения.

Специалисты НИИ-9 со временем устранили этот недостаток, усовершенствовали радиоискатель Б-3 и создали новый, мощнее, который обеспечивал 100-процеитное обнаружение цели в радиусе до 30 км, причем ошибка определения угловых координат не превышала 0,6°.

В том же 1939 году Научно-испытательный исследовательский институт связи Красной Армии (НИИИС) в творческом сотрудничестве с ЛФТИ создал подвижную радиолокационную станцию дальнего обнаружения «Редут» импульсного типа. 26 июля 1940 года радиолокатор был принят на вооружение войск ПВО под названием РУС-2. Станция монтировалась иа двух машинах: на одной передатчик, а на другой приемник. Антенны типа «волновой канал», напоминающие современные коллективные телевизионные антенны, устанавливались на крышах синхронно вращающихся кабин. Передатчик излучал радиоимпульсы мощностью до 120 квт на волие 4 м. Оператор мог непрерывно определять азимут цели и ее дальность в радиусе 100 км.

Разработчики РУС-2 ие успокоились на достигнутом. В дальнейшем для излучения импульсов и приема эхо-сигиала они использовали одну антенну. Ее установили иа поворотной мачте, расположенной иа крыше неподвижной кабины.

Новую станцию приняли на вооружение в начале июня 1941 года под названием РУС-2с и выпускали в двух вариантах: автомобильном (на одной машине — радиолокатор, на другой — агрегат питания) и разборном. Последний можно было монтировать где угодно.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны наши радиоспециалисты передали на вооружение радиолокационную технику для дальнего обнаружения и успешно работали над созданием станции орудийной наводки.

Испытано в бою

Пожар войны бушевал на полях нашей Родины. Сдерживая превосходящие силы противника, Красная Армия с боями отступала в глубь страны. В августе 1941 года созда-

35