Техника - молодёжи 1980-11, страница 15

Техника - молодёжи 1980-11, страница 15

— Да... — говорит Николай, устало протирая глазницы, — хочешь не хочешь, «полки» нужно к первому апреля закончить!

В полвосьмого на следующий день с вахтой землеройщиков и их молодым мастером Геннадием Бо-родаевым отправляемся на 180-й километр трассы. Дорога поднимается берегом небольшой, но бурной речушки Чоротхеби. Джвар-ский перевал пересекает здесь Лихокий хребет на высоте тысяча двести метров. Вездеход поначалу без особенного усилия взбирается по петляющей ленте шоссе, потом скорость его заметно убавляется, мотор начинает работать с натугой. На самой вершине перевала мы останавливаемся.

— Все, приехали! — крикнул Геннадий, соскакивая с колеса. — Вот он, Крестовый!

Я выбрался из кабины. Но что тут была за погода! Ледяной ветер дул с нескольких сторон. Ветры сталкивались, возникал вихрь. Он наскакивал, ббматывая будто в мокрую простыню, пытался повалить на обочину и скатить далеко' вниз, туда, цце, как буква грузинского алфавита, прихотливо извивалась на пять колен набухшая от дождей коричневая речка Дзирула. Снег покрывал вершины гор. С неба срывался колючий дождь со снежком. Вихрь с жестяным шелестом протаскивал по шоссе ржавый ковер из прошлогодних листьев.

— Вот они, наши «полки»! — говорит Геннадий, показывая рукой сначала налево, потом направо. — Пойдем!

Зябко запахиваясь в телогрейки, мы пошли вслед за рабочими к реке. По дороге Геннадий рассказывал о трассе.

«Полки» на склонах гор устраиваются для устойчивости работающих машин. «Полка» — это своего рода проселок шириной 10—15 метров, с поперечным уклоном не более восьми градусов. В границах «полки», в материковом грунте, роется траншея для укладки трубы. На устройство «полок» в горных условиях приходится наибольший объем сложных, а зачастую и опасных работ. Вот почему так важно сделать их в срок, открыть дорогу монтажной и изоляционно-укладочной колоннам.

Вот почему, добавлю, землеройная техника находится в руках самых опытных экскаваторщиков и бульдозеристов. Крутизна склонов, затяжные подъемы и спуски, коварные гололеды, крученые серпантины, бурные реки и скалы — все это не по плечу человеку с нетвердой рукой.

...Александру Михайловичу Пар-финенко за сорок. Двадцать два года он за рычагами бульдозера.

Полстраны прошел на строительстве трубопроводов — Средняя Азия, Поволжье, Урал, Западная Сибирь. И все-таки это первая его горная трасса!>

— Не страшно работать здесь? — спрашиваю я.

— Страшно, пока мотор не завел, — улыбается бульдозерист. — Сел, проехал разок, а за тобой и другие. Первому оно, конечно, страшновато бывает...

— У нас на крутых уклонах с анкеровкой работают, — добавляет Геннадий. — Бульдозер или экскаватор удерживается стальным тросом, идущим от лебедки или от трактора на вершине горы. Это называется — «с якорем» работать. Так, по натяжечке и работаем. Да эту вот полку тоже с якорем будем резать! — Геннадий махнул в сторону крутой горы на правом берегу Дзирулы.

— Крутовато! — подтвердил Парфиненко. — Земелька эта недаром достается!

«Полку» на левом берегу разрабатывал молодой бульдозерист Валерий Чернега. Тут было поположе и полегче. Красноватый суглинок, как халва, поддавался под лемехом 50-тонного «Комацу». Слой за слоем, играючи срезал могучий бульдозер тело горы, строго горизонтально разравнивая его «под машинку».

Экскаваторы работали за соседней горой, на 179-м километре. Они тянули траншею «по ходу нефти» — в сторону Батуми. Эхо экскаваторных выхлопов звонко постреливало между гор.

...Геннадий Бородаев по происхождению из донских казаков. Закончил Новочеркасский политехнический институт. На трассе он менее года. Пришел сюда мастером после пяти лет работы в конторе. Чуть постарше его Николай Дворников, прораб. Он три года на трассе. Как-то спросил я начальника землеройного участка Александра Васильевича Андрухова: «Как работают парни?» — «Это мой щит! — воскликнул Александр Васильевич. — Надежда моя! С народом сошлись — преважнейшее для молодого специалиста дело! Сам я тринадцать лет на трассе и чему сам научился, тому и их научу. Досконально! А они, пожалуй, и получше усвоят, как с нашей земелькой обращаться положено!»

ПО СЛЕДУ ОДНОЙ ЛЕГЕНДЫ

Людно с утра в прорабском балке начальника первого потока Ва-лико Николаевича Бабракадзе. Cej годня на трассе людей нет. Сорвалась перевозка трубы на подвеске — задул над горами коварный «каспиец». Вертолет с зачехленной

Геннадий БОРОДАЕВ. На Крестовом перевале он руководит работой землеройной техники.

— Если шов идет у меня «елочкой», я твердо знаю: стык чистый, — говорит сварщик Александр ЛАПИН.

кабиной, слабо покачивая на ветру лопастями, стоит на площадке неподалеку от городка монтажников.

В долине относительно тихо и солнечно, а на Сурамском перевале третий день свирепствует ветер с дождем. По радиаторы вязнут в разбухшей глине трубоукладчики и бульдозеры. Ветер не дает сварщикам варить, срывая газовую подушку со шва и выплескивая наземь «ванночку» расплавленного металла. Никакая палатка не устоит в роли надежного прикрытия стыка при скорости ветра в тридцать метров в секунду.

ШАГИ ПЯТИЛЕТКИ